Posted 12 августа 2015,, 21:00

Published 12 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:35

Updated 8 марта, 03:35

Чья бы корова мычала

Чья бы корова мычала

12 августа 2015, 21:00
Премьер Дмитрий Медведев поручил рассмотреть вопрос о введении ограничений на численность скота и птицы в личных подсобных хозяйствах. Соответствующие распоряжения даны Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития. О готовых предложениях премьеру должны доложить до 23 сентября.

Застрельщиком идеи разобраться с «избыточным» домашним скотом выступило Министерство сельского хозяйства, с недавних пор руководимое Александром Ткачёвым. Напомним, что именно благодаря его рвению и стали возможны сначала кремационно-бульдозерные меры против санкционной еды, наделавшие немало шуму в обществе, теперь же приговаривают к «высшей мере» домашнюю живность.

В Минсельхозе мотивируют данную инициативу необходимостью «соблюдения санитарных норм и обеспечения благополучной эпизоотической и экологической обстановки».

В Минсельхозе намерены, как явствует из заявления Ткачёва, «взаимоувязать площади земель, используемых хозяйством, с поголовьем сельхозживотных». В настоящее время, как сообщает пресс-служба Минсельхоза, активно разрабатываются ветеринарные нормы содержания сельскохозяйственных животных. Это будут рациональные нормы, заверяет министр. Между тем у экспертов вызывает подозрения стоящий в числе перечисленных ведомством мер вопрос по самостоятельному установлению регионами требований к личным подсобным хозяйствам (ЛПХ), потому что неизвестно, какая будет создана нормативная база для этого и где гарантии того, что судьба отдельного владельца ЛПХ не попадет под чиновничий произвол местного разлива.

Правда, вице-премьер Аркадий Дворкович поспешил выступить с заявлением о том, что правительство не рассматривает вопрос о принудительном сокращении поголовья скота у сегодняшних единоличников.

«В правительстве только обсуждается предложение одного из губернаторов об установлении лимитов, – попытался успокоить он общественность. – Было дано поручение проанализировать это предложение».

Под «одним из губернаторов» Дворкович имел в виду ставропольского главу Владимира Владимирова, который выдал на-гора идею о том, что в одном хозяйстве должны быть «5 голов крупного рогатого скота и 20 овец». Почему именно такая норма является оптимальной, губернатор не объяснил. Но ясно выказал недовольство тем, что некоторые сельчане осмеливаются держать ЛПХ с тысячами овец и быков, не будучи зарегистрированные при этом как индивидуальные предприниматели и не платящие страховые взносы. Но самое страшное в трактовке ставропольского руководителя даже не это, а «социальная напряженность», которую зажиточные хозяйственники якобы создают на селе.

Кстати, поползновения к ограничению поголовья скота в ЛПХ проявлялись и в предыдущий кризис, в 2009 году. Причем тогда чужой достаток также не давал покоя некоторым ставропольцам, но не губернатору, а краевым депутатам. И аргументы выдвигались из того же ряда: от «лишних» животных – дополнительные грязь и запах, неудобства соседям. Тогда поступивший в Госдуму законопроект законом так и не стал. В глазах сельской общественности он вызвал стойкие ассоциации с разрушительной политикой советского правительства времен Никиты Хрущёва, когда жителям городов запрещали держать скот, а в деревнях его выкупали в пользу государства.

Заместитель директора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов в беседе с «НИ» высказал мнение, что цель Минсельхоза – содействовать развитию крупных агрохозяйств: с учетом нехватки рабочих рук на селе оно старается «переключить» сельского труженика с личного подворья на агрокомбинат или крупное фермерское хозяйство. Ведь не секрет, что производительность труда в подворье ниже, чем в больших сельхозобъединениях. «Но такое перетекание ресурсов должно осуществляться рыночными методами, – подчеркнул г-н Миронов, – а не ограничительными стоп-сигналами, сколько овец или гусей может быть в твоем хлеву».

К тому же, добавляет эксперт, в нынешних условиях «войны санкций» было бы разумнее использовать все возможности для насыщения продовольственного рынка страны, в том числе и с помощью ЛПХ. Что же касается ссылок на некую социальную напряженность в деревне из-за того, что кто-то на соседней улице имеет больше коров, то этот тезис, по мнению собеседника «НИ», не выдерживает критики. «Сейчас не 30-е годы, и при всей сложности жизни на селе ее общий уровень несравненно выше, чем был тогда, и он не дает оснований для каких-либо «антикулацких» настроений», – полагает эксперт.

"