Posted 13 июля 2016, 16:45
Published 13 июля 2016, 16:45
Modified 8 марта, 02:42
Updated 8 марта, 02:42
Все знают вице-мэра Ликсутова как «продвинутого» человека, ратующего за зеленый город, трамваи, велодорожки и прочие признаки современно, европейского, модного мегаполиса. Но прогрессивный московский чиновник прогрессивен во всем. Вот, к примеру, как бы «выживал» чиновник лужковского времени, отвечающий за автотранспорт в городе? Ну, закупал бы у компании своего зама дорогие люксовые автомобили и получал бы 10% обратно на счет в Латвии. Собственно, до 2005 года так все и происходило.
По официальному заявлению компании «Мерседес», в период с 2000-го по 2005 годы представители компании платили российским чиновникам за контракты на поставку автомобилей. «Я не знаю реакцию наших партнеров, поскольку следствие имело место в отношении Daimler AG и его дочерних предприятий. Но тут бесполезно что-то отрицать. Все события, описанные в судебных документах, имели место. Это факт», – рассказывал представитель московского офиса «Даймлер».
В июне 2012 года газета «Известия» писала о том, что коррупционные скандалы «Мерседеса» связаны с компанией «Авилон». «С точки зрения бизнеса и выгоды разрывать договор с «Авилоном» невыгодно, однако после скандала антикоррупционные соображения вышли на первый план, и в этом смысле к «Авилону» есть вопросы, – заявлял «Известиям» представитель «Мерседес-Бенц РУС».
А в июле 2012 года в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на должности начальника Управления организации и контроля легковых пассажирских таксомоторных перевозок появляется новый чиновник – Пронин Дмитрий Валентинович. Зачем Ликсутов берет к себе человека, отвечавшего в «Авилоне» за корпоративные продажи?
На этот вопрос несложно найти ответ. Пронин отвечает за организацию и контроль легковых пассажирских таксомоторных перевозок. «Авилон» рискует потерять договор с «Мерседесом», и ему жизненно необходимы новые рынки. С первого августа 2012 года «Авилон» становится официальным дилером «Хёндай», он также продает автомобили «Форд», «Фольксваген» и «Крайслер». Но для продаж нужен корпоративный клиент. И выход уже давно найден – такси!
И летом 2012 года Максим Ликсутов представляет концепцию «нового городского такси». Вот что дословно пишет об этом в том же 2012 году популярный блогер: «В четверг руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов... и префект ЦАО Сергей Байдаков представили концепцию нового городского такси. На площадке у входа в Парк Горького были показаны шесть автомобилей марок Ford, Hyundai и Volkswagen, оснащенные онлайн-сопровождением диспетчерской службой, кассовыми аппаратами, позволяющими платить банковской картой, спутниковой навигацией GPS/Глонасс и SMS-оповещением клиента. Такими, по мнению транспортного департамента, должны стать все московские таксомоторы в ближайшем будущем».
Случайны ли совпадения моделей автомобилей? Скорее всего, нет. Департамент транспорта зачищает рынок – пересаживает москвичей на такси (что может быть вполне себе современно и урбанистично), сужает дороги и уничтожает парковки как класс. Повышается стоимость метро. Срезаются троллейбусные линии. И все это влияет на продажи «Авилона» (за счет контролируемых закупок автопарка).
В 2012 году на рынке появляются «Яндекс. Такси» и «GetTaxi» (ныне Gett) – система работает без сбоев. «Авилон» активно продает низкобюджетные автомобили. Желтые такси могут ездить по выделенным полосам. «Авилон» стал совладельцем крупнейшего лизингодателя желтых машин с шашечками – компании «Солт».
В ноябре 2012 года объявляется сбор заявок на субсидию от Департамента транспорта, которая выдается на покупку машин. К 2014 году объем субсидии достиг 100 миллионов рублей, а парк такси «Солт» приближается к 3000 штук. На многочисленных форумах таксистов частой причиной невыделения субсидии называют действия компании «Солт», которая, якобы, «сразу забрала всю квоту».
Здесь, правда, случается неожиданность: условия аренды (лизинга) такси для водителей оказались крайне тяжелы и зачастую вызывали нарекания. Но главной проблемой стал выход на московский рынок UBER.
Эта компания готова была работать не с «желтым автопарком», а с простыми частниками, оставшимися без работы, но имеющими хорошую иномарку (одним из требований UBER – иностранное производство авто). Компания разрушила рынок закупки новых автомобилей, предъявив довольно жесткие требования к машине, ее возрасту и т. д...
До 2016 года UBER не требовала от своих водителей приобретения разрешения на перевозку пассажиров. В итоге компания стала рекордсменом по количеству вызовов. Но вот здесь и проявилась та самая Коррупция 2.0.
UBER стал невыгодным предприятием для чиновников. И совершенно неважно то, что этот достойный и дешевый сервис хорошо вписался в концепцию новой Москвы. Началась затяжная борьба между руководством города и менеджментом UBER. По нашим сведениям, она до сих пор не закончена, несмотря на подписанное в 2016 году «соглашение».
Причина проста: UBER чиновникам не выгоден, так как не отвечает главному правилу московских борцов за денежные знаки – «что сторожишь, то и имеешь».