Posted 12 июля 2011,, 20:00

Published 12 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:08

Updated 8 марта, 06:08

Общее пространство – разные проблемы

Общее пространство – разные проблемы

12 июля 2011, 20:00
Вчера в Москве главы правительств России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Михаил Мясникович и Карим Максимов приняли участие в конференции деловых кругов трех стран «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса». Премьеры заглянули в будущее ЕЭП, которое должно начать действовать

Выступления глав правительств предварила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. Она сообщила, что до конца года странам Таможенного союза (ТС) необходимо подписать порядка 30 соглашений, поскольку заключенные в прошлом году 17 договоренностей не регулируют все сферы сотрудничества. Бизнес-сообщества трех стран министр призвала активно взаимодействовать в выработке общих подходов к деловому сотрудничеству. По ее словам, у каждой страны есть свои интересы, и им придется пройти собственный путь до полной гармонизации режимов для бизнеса. Г-жа Набиуллина подчеркнула: для предотвращения излишнего бюрократического давления на предпринимателей следует выстроить систему наднациональных органов ЕврАзЭс и ЕЭП.

Позднее выделил тему наднациональных органов и Владимир Путин, отметив, что национальные бюрократии не должны заменяться наднациональными. «Теперь бюрократии всех трех стран должны будут жить в условиях конкуренции и создавать наилучшие условия для применения капиталов», – подчеркнул он. По словам премьера РФ, «бизнес будет выбирать ту страну, где созданы наилучшие условия». «Мы уже с тревогой смотрим на некоторые вещи, у себя внутри правительство обсуждает, что нужно сделать, чтобы бизнес выбирал российские площадки», – признал он.

Однако опрошенные «НИ» эксперты считают, что главная проблема будет не в конкуренции, а в самом факте создания наднациональных органов. Профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин убежден, что в этом будет немало трудностей. «Первая причина, как следует ожидать, – это сам народ. К примеру, в Казахстане большинство населения считает, что нынешние процессы направлены не на улучшение бизнес-климата в стране, а наоборот, во вред ему, – пояснил «НИ» ученый. – Прежде всего речь идет об увеличении пошлин на ввоз иномарок из Японии. Если раньше население покупало автомобили на 30–40% дешевле, то сейчас цены выросли за счет новых правил ввоза машин из стран, не входящих в ТС. Как следствие, бизнесмены, занимавшиеся ввозом иномарок, терпят колоссальные убытки, а само население вынуждено или отказаться от покупки транспортного средства, или же приобретать по высоким ценам».

Что касается Белоруссии, то, по словам г-на Скопина, первый год членства в ТС принес далеко не радужные настроения в обществе. «Это дефолт, повышение цен на продукты и услуги, нехватка валютных резервов, ко всему еще извечный вопрос регулирования цен на газ», – напомнил эксперт. По его мнению, «политическая ситуация в Казахстане и Белоруссии далека от совершенства, что усугубляет недоверие граждан к наднациональным проектам и, как следствие, рождает вопросы о целесообразности их существования. Но даже если главы правительств сумеют договориться об учреждении наднационального органа, процесс принятия решений может лишь разрушить и без того хрупкое взаимопонимание между Россией, Белоруссией и Казахстаном».

А вот доцент кафедры мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев уверен, что подобный наднациональный орган должен уже сейчас начать свою работу, пусть даже и в тестовом режиме. «Интерес глав правительств в скорейшем запуске наднационального органа вполне очевиден, но не стоит забывать, что мы лишь накапливаем опыт в рамках ТС. А в принципе наднациональный орган уже существует – это Комиссия Таможенного союза, в рамках которой и прошла встреча премьер-министров трех стран», – сообщил «НИ» эксперт.

Проблемы же, по его словам, существуют «непосредственно в самом базисе ТС». «После открытия внутренних границ накаляется обстановка на внешних – контрабанда, коррупция, увеличение потока товаров из третьих стран, что особенно характерно на границе между Казахстаном и Китаем. Казалось бы, Россия должна урегулировать эти вопросы, но нашего присутствия мы там не наблюдаем, к сожалению», – констатировал ученый.

По оценке г-на Суздальцева, «Белоруссия, мягко говоря, не совсем готова к интеграционным процессам». «Экономика этой страны транзитная, в отличие от казахстанской и российской, экспортирующих энергоносители, – пояснил он. – Политическая и экономическая нестабильность открывает возможности утвердиться политической элите Белоруссии за счет внутренних проблем. Это может стать толчком для обсуждения особых условий для этой страны в рамках ТС, определенной поддержки для стабилизации ее экономики. Выходит, что Белоруссия уже сейчас не может выступать на равных правах с Россией и Казахстаном и стать полноценным участником ЕЭП».

Кстати, глава правительства Белоруссии Михаил Мясникович призвал Россию и Казахстан к более активному участию в приватизации белорусских предприятий. Он выделил целый ряд направлений: химическая промышленность, мобильная связь, микроэлектроника, машиностроение и металлургия. Однако, по мнению некоторых аналитиков, это предложение, скорее, вынужденное: кредит от антикризисного фонда ЕврАзЭс на 3 млрд. долларов пойдет при условии приватизации части госимущества.

"