Posted 12 июля 2009,, 20:00

Published 12 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Пить надо меньше

Пить надо меньше

12 июля 2009, 20:00
Сегодня президиум правительства РФ обсудит прогноз социально-экономического развития страны на 2010–2012 годы. В частности, будут утверждены новые тарифы на услуги естественных монополий. Предполагается, что особенно чувствительно подорожает газ и услуги железной дороги. При этом власти планируют удержать рост цен в 20

Предполагается, что газ подорожает в будущем году на 15%, электроэнергия для промышленности – на 5, тарифы на грузовые железнодорожные перевозки вырастут на 9,4, на пассажирские – на 10%. По мнению большинства экономистов, в общем разгоне цен тарифы естественных монополий играют в нашей стране едва ли не решающую роль. Однако, по озвученным в конце прошлой недели прогнозам замминистра экономического развития Андрея Клепача, в 2010 году инфляция составит около 10%. Получается, что правительство одновременно будет и увеличивать тарифы монополистов, и бороться с ценами. Правда, тот же г-н Клепач некоторые время назад признавал: «Значительный риск с точки зрения инфляции сохраняет увеличение тарифов. Кроме того, традиционный рост госрасходов в конце года окажет давление на инфляцию в следующем году. Также не исключен рост цен на продовольственные товары».

По прогнозам экспертов, новые тарифные решения в первую очередь почувствуют потребители. «Повышение тарифов «Российских железных дорог» (РЖД) на пассажирские перевозки касается в первую очередь плацкартных мест, – рассказала «НИ» ведущий эксперт института «Центр развития» Оксана Осипова. – Если говорить о купе и СВ, то уже в 2007 году стоимость билетов этих категорий была выше необходимого уровня. РЖД – довольно закрытая компания. И сложно давать какие-то оценки на их счет. Увеличение тарифов на 10%, скорее всего, связано с вопросом покрытия минимальных издержек и компенсацией девальвации».

«Рост тарифов на газ в 2010 не превышает запланированных ранее 15%, – продолжает Оксана Осипова. – В отличие от железнодорожных перевозок, цены «Газпрома» пока еще ниже рыночных. Компания же нуждается в замене некоторых видов оборудования, что потребует вложений. И это произойдет за счет потребителей. В любом случае сейчас другого выхода нет, но население от этого явно не выиграет».

Кстати, на этом потребительские «подарки», запланированные на будущий год, не заканчиваются. Дефицит бюджета растет, и дыры, как всегда, решено затыкать с помощью населения. На этот раз – за счет пьющих и курящих граждан. Так, акциз на алкогольную продукцию, в частности на вино, предлагается повысить на 30%, на пиво – в три раза по сравнению с уровнем нынешнего года. Акциз на табачные изделия Минфин планирует повышать с опережающим ростом в течение ближайших трех лет.

«Такая мера связана с более льготным покрытием бюджета – эксплуатируется тема борьбы с пороками населения, – делится мнением Оксана Осипова. – С одной стороны, это не вызовет волнений со стороны граждан, с другой – те, кто курит, не смогут отказаться сразу от вредной привычки и продолжат покупать сигареты. В кризисные времена это вполне стандартное решение. Вопрос в другом – насколько это эффективно, такие меры бюджетной проблемы не решат».

Также не исключено, что на 10% могут вырасти акцизы на моторное топливо и моторные масла. Это уже коснется не любителей излишеств, а практически всех, потому что цены на бензин – составляющая не только транспортных, но и едва ли не любых расходов. Так что к здоровому образу жизни такая мера отношения явно не имеет. А вот к инфляции – самое прямое. По прогнозам г-жи Осиповой, в будущем году уровень роста цен составит около 11%. Другие эксперты полагают, что уложить инфляцию в планируемые властями 10% можно будет только тогда, когда население еще сильнее ужмется в расходах, то есть наши деньги меньше будут давить на рынок. Оксана Осипова и такой сценарий подвергает сомнению. «Если речь идет о товарах первой необходимости, то в настоящее время их потребление уже практически достигло минимума, – отмечает она. – Что касается товаров длительного пользования, то в течение следующего года спрос на них расти и так не будет».

"