Posted 12 мая 2013,, 20:00

Published 12 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:56

Updated 8 марта, 04:56

Топографический знак беды

Топографический знак беды

12 мая 2013, 20:00
Всемирный банк (ВБ) проанализировал финансовые показатели более 200 государств и составил карту мира, на которой площадь страны соответствует развитости ее финансовой системы. К сожалению, нашего государства на этой карте почти нет: Россию сильно прижал к Северному Ледовитому океану Китай. По сути, единственным показат
Сюжет
Банки

Для составления карты аналитики ВБ использовали собственную Глобальную базу данных финансового развития – обширную информационную базу, содержащую годовые финансовые показатели более чем 200 стран с 1960 по 2011 год. На величину площади страны влияли такие показатели, как размер и стабильность финансовых институтов и рынков, доступность финансовых услуг для населения и эффективность финансовых посредников и операций. В результате США заняли более двух третей обеих Америк, Китай – четверть Евразии, как и Япония, а финансовая система Германии оказалась равна системам всех африканских держав, расположенных к югу от Сахары. Крупнейшие мировые системы по масштабам оказались в 34,5 тыс. раз больше самых маленьких. Россия же на этой карте обозначена как трудно различимая полоса, пролегающая через весь север континента по соседству с Северным Ледовитым океаном. Неблагополучное положение России на карте эксперты объясняют тем, что Китай превосходит нас и по абсолютным (в 4–5 раз) и по относительным показателям (в 2–3 раза). Китайская финансовая система обладает большими валютными и внутренними сбережениями, в несколько раз выше доля активов банков к ВВП (около 40% в России и более 230% в Китае). «Этот рейтинг важен и актуален потому, что в Москве власти давно хотят создать международный финансовый центр (МФЦ), но, к сожалению, мы понимаем этот центр как комплекс зданий, а это далеко не так», – сказал в разговоре с «НИ» экономист Игорь Николаев.

Официальные лица карту Всемирного банка не комментировали, однако известно, что они часто бывают не согласны с выводами зарубежных экспертов. Например, бывший министр экономического развития, а ныне глава Сбербанка Герман Греф считает, что состояние финансовой системы в России лучше, чем показывают рейтинги. На прошедшей несколько месяцев назад конференции в Давосе он отметил, что разрыв между реальным положением дел и местом в рейтингах составляет минимум 60 мест и его необходимо устранить. «С банками у нас действительно все более или менее нормально, они достаточно крупные, по разным показателям вполне на хорошем уровне, – замечает «НИ» профессор Российской экономической школы Алексей Горяев. – Мы, конечно, отстаем от развитых стран, но не так уж сильно. Что касается небанковских финансовых институтов – инвестиционных компаний, ПИФов, пенсионных фондов, – то здесь все гораздо хуже. Здесь мы очень сильно отстаем. Если посмотреть на один из наиболее неразвитых финансовых инструментов – ПИФы, то по ним у нас активы в размере примерно 15 млрд. долларов, а в США – 14 трлн. долларов. ПИФов много, больше тысячи, но эти услуги не востребованы».

Главными причинами непопулярности финансовых услуг в стране эксперты называют низкую финансовую грамотность, а также общее недоверие населения к денежно-кредитным организациям. «В России лишь немногие люди инвестируют свои средства, – продолжает г-н Горяев. – По страховым услугам отставание не такое большое, там есть движение, люди приобретают полисы ОСАГО, ОМС – это обязательное страхование, но все-таки многие люди пользуются КАСКО, страхуют собственность. Однако большинство не пользуется и этим. Кроме того, наши финансовые посредники не идеальны», – считает г-н Горяев. Помимо финансовой неграмотности в России остро стоит проблема недоступности кредитов. Так, в 2012 году российские банки выдали кредитов на сумму около 35 млрд. долларов, в то время как банки того же Китая – на сумму более 1 трлн. долларов.

Проблемы, с которыми сталкивается Россия, типичны для стран с переходной экономикой, утверждают эксперты. По их словам, чтобы финансовая система получила развитие, нужно прежде всего сократить присутствие государства в экономике. Также необходимо ослабить регулирование финансового рынка, позволить финансовым посредникам и гражданам самим решать, что делать со средствами и куда их нести. С ростом финансового рынка появятся новые инструменты, которых у нас пока нет из-за отсутствия достаточного спроса. Что же касается превращения Москвы в МФЦ, то для этого нужны не только исключительно финансовые изменения, но и институциональные преобразования.

«Существует рейтинг международных финансовых центров. Москва в нем находится в 6–7 десятке, – говорит Игорь Николаев. – Несколько мест вперед-назад, мы там болтаемся. Надо посмотреть, какие критерии там учитываются, и работать по этим критериям. Выяснится, что это финансовая инфраструктура, это инвестиционная привлекательность страны в целом, все те фундаментальные институциональные вещи, которые необходимо предпринимать, чтобы мы превращались в финансово развитую страну. Должны быть защищены права собственности, все-все это учитывается при подобных рейтингах». Руководитель направления анализа денежно-кредитной политики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев в свою очередь считает, что необходима также работа с регионами, с мотивами собственников банков, формирование долгосрочного горизонта видения у этих собственников. По его мнению, эти проблемы первоочередные, которые должно решить государство, чтобы финансовая система могла сделать скачок на новый уровень развития. «Здесь наблюдается зависимость: чем меньше финансовая система, тем меньше вероятность, что она разовьется, поэтому эволюционным путем идти не получится, возможен только скачок», – считает экономист.

Для преодоления кредитного барьера, по мнению г-на Солнцева, нужно развивать синдицированное кредитование (выдача кредита заемщику с помощью нескольких банков). «Оно номинально есть, но этот сегмент очень маленький, – поясняет собеседник «НИ». – Такой кредит позволяет на входе брать мелкий и раздробленный капитал, а на выходе получать займы для компаний достаточно крупного размера. Второй сегмент – это долгосрочные корпоративные облигации. Третий инструмент – это предоставление ссуд и кредитов под сделки слияния и поглощения. Он для России очень важен в перспективе, потому что будет происходить смена собственников компаний, часть из них будет отходить от дел и продавать свои компании, этот процесс же начался и будет идти по нарастающей. Должны будут входить новые собственники, для этого им необходимо кредитное плечо, потому что взять и вынуть из собственного бизнеса деньги на покупку компании тяжело».

Напомним, что Москву пытаются превратить в международный финансовый центр с 2009 года. Первоначально это планировалось сделать к 2012 году, но добиться этого не удалось: сейчас столица России находится на 66-м месте в списке международных финансовых центров из 77. Правительство надеется улучшить данный результат к 2020 году. Поэтому была разработана программа, основными методами реализации которой являются увеличение объемов обращения акций российских компаний, а также упрощение доступа на российский рынок зарубежных инвесторов. Но и этого будет недостаточно для того, чтобы Москва вышла в лидеры среди городов-МФЦ. «Есть чисто финансовые меры, можно регулировать банки и ПИФы, повышать требования к капиталу и так далее, но это не решит проблему, – уверен Алексей Горяев. – Самое главное – добиться создания благоприятных условий для ведения бизнеса в стране. Это касается и финансового сектора, потому что это тоже бизнес. Если бизнесу живется тяжело, то вряд ли клиенты будут ему доверять. Если в России до сих пор есть проблемы защиты прав собственности, то чего удивляться тому, что ни население России, ни иностранные инвесторы не доверяют России и ее финансовой системе. Если есть такая неопределенность и большие финансовые риски, то кто понесет деньги к нам?».

"