Posted 12 мая 2013,, 20:00

Published 12 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:57

Updated 8 марта, 04:57

Вступление без завязки

Вступление без завязки

12 мая 2013, 20:00
Счетная палата (СП) проанализировала политику России, проводимую в рамках членства во Всемирной торговой организации, и обнаружила много странностей. Так, Россия почему-то не использует механизмы защиты интересов различных отраслей, которые предусмотрены в договоре. Более того, до сих пор не решены многие организационн

По мнению аудиторов СП, за полгода, прошедшие с момента вступления в ВТО, Россия сделала далеко не все, что могла. В ведомстве рассмотрели все обязательства, которые на себя наложила Россия в процессе присоединения к ВТО, и все меры, которые ей можно и должно предпринимать для стимулирования внутреннего производства. А потом сравнили их с тем, что происходит на самом деле. По большому счету инструменты торговой организации, позволяющие защищать отечественные отрасли, практически не используются. Выяснилось, что пошлины у нас ниже, а объем господдержки проблемных отраслей меньше, чем это допускает соглашение о присоединении к ВТО. Так, уровень средневзвешенных ставок импортных пошлин по окончании переходного периода, связанного с вступлением в ВТО, должен составлять 7,8%. Этот показатель существенно меньше, чем в других развивающихся странах – членах ВТО (в Бразилии – 13,7%, в Южной Корее – 12,1%, в Китае – 9,6%), но больше, чем в развитых (ЕС – 5,1%, США – 3,5%). Однако уже сейчас Россия перевыполнила план: ставка составляет 7,4%, а к 2015 году снизится до 5,9%. По 74 товарным группам пошлины ниже предельных ставок в обязательствах России перед ВТО. Кроме того, Россия уступает другим странам также в мерах господдержки экспорта, пишут аудиторы. Так, в России по итогам 2012 года размер этой поддержки составил 0,1 млрд. долларов, в то время как в Германии – 20 млрд. долларов, в США – 21 млрд. долларов, в Китае – 49 млрд. долларов и даже в Индии – 11 млрд. долларов. Экспортируемые этими странами товары поступают и на российский рынок, отмечают в СП.

Кроме того, аудиторы обратили внимание на общую неподготовленность страны к членству в ВТО. Если говорить об организационных моментах, то, например, в бюджете не предусмотрены расходы на юридическую защиту российских интересов в органе по разрешению торговых споров, притом что ежегодно там возможно инициирование около 6–7 таких дел. Адвокатское сопровождение каждого из них обходится примерно в 2 млн. долларов. По данным на 1 января 2013 года, против России проводилось три антидемпинговых и два специальных защитных расследования и девять пересмотров этих мер.

Работа по интеграции в ВТО тоже построена довольно странно. В частности, подготовка специалистов для работы с этой организацией ограничилась лишь недельными курсами повышения квалификации для высших руководителей министерств и ведомств. До сих пор не создано постоянное представительство России при ВТО. Поручения Минэкономразвития, МИДу и Минфину на этот счет давались в 2012 году дважды, но так и не были выполнены. Деньги на функционирование постпредства (около 100 млн. руб. в год), а также 370 млн. руб. на покупку здания в Женеве в федеральный бюджет на 2013–2015 годы не заложены. Функции постпредства до сих пор выполняет группа специалистов Минэкономразвития в постпредстве России при отделении ООН в Женеве. Даже ежегодный членский взнос России в ВТО в бюджете запланирован в меньшем размере, чем необходимо: 3,7 млн. швейцарских франков против 4,1 млн.

Наконец, план адаптации российской экономики к работе в условиях членства в ВТО фактически сорван: из 36 пунктов, имеющих срок исполнения октябрь 2012 – январь 2013 года, полностью исполнены лишь десять. Не готовы к членству в ВТО также и регионы. На федеральном уровне не ведется мониторинг влияния присоединения России к организации на социально-экономическое развитие субъектов страны. В большинстве регионов отмечается отсутствие нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам адаптации их экономики к функционированию в условиях ВТО. Кроме того, отсутствует постоянная система взаимодействия федеральных и региональных органов госвласти по данному вопросу.

По мнению экспертов, основную роль здесь играет проблема неэффективности госуправления. Россия установила своеобразный рекорд по вступлению во Всемирную торговую организацию – 18 лет – и за это время так и не решила вопросы финансирования представительства или подготовки кадров.

Эксперты полагают, что за обнаруженные просчеты Россию вряд ли исключат из организации, однако партнеры непременно воспользуются нашей безалаберностью. «Любые недочеты в рамках ВТО могут нам обойтись очень дорого, – сказал «НИ» директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Наши партнеры по ВТО собаку съели на том, что ищут такие вот проколы, а потом выкатывают немалые штрафы. Это будет весьма существенный удар по бюджету». По словам политолога, ответственность за подобную подготовку к членству в ВТО лежит на технических исполнителях, то есть чиновниках, которые 18 лет отвечали за присоединение страны к торговой организации.

"