Posted 12 мая 2009,, 20:00

Published 12 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Страна домоседов

12 мая 2009, 20:00
Мировой экономический кризис вынудил людей по всему миру существенно пересмотреть в сторону уменьшения траты на отдых, путешествия и повседневные развлечения вроде кино и ресторанов. Таковы последние данные исследования, проведенного в рамках международного проекта WIN Crisis Index («Всемирный барометр финансового криз

Около половины (43%) жителей нашей страны стали меньше тратить на кино, рестораны и прочие развлечения, которые позволяли себе ранее. Лишь 15% считают, что кризис – не повод для урезания досугового бюджета. 35% взрослых россиян не тратят на повседневный досуг ни копейки. Что касается отдыха, то более трети наших граждан (36%) уже сократили расходы на него. Наши ближайшие соседи в этом смысле – испанцы и бразильцы (по 37%). Однако при этом 41% россиян вообще не расходуют на отдых денег, потому что такой статьи в их семейном бюджете как не было, так и нет. Такого количества домоседов и трудоголиков нет ни в одной стране из тех, где проводились опросы.

Результаты исследования показали: Россия оказалась на 18-м месте по сокращениям расходов на поездки и отпуск и на 15-м – в списке по урезанию трат на развлечения, кино и рестораны. В среднем в мире сократили эти расходы 45% опрошенных, и если внимательно посмотреть на сводную таблицу, то выходит, что мы экономим отнюдь не больше всех. Больше всего подрезавших досуговую строку бюджета оказалось в Исландии (72%), Мексике и Аргентине (по 60%), меньше всего – в Швейцарии (22%). Что касается повседневных развлечений, то здесь самыми экономными в кризисные времена оказались жители США (69%) и Аргентины (66%), а самыми расточительными – опять же в швейцарцы (27%).

Исследования показали, что туже затянули пояса по этой статье расходов жители стран «большой восьмерки», нежели население так называемой группы БРИК (Бразилия. Россия, Индия, Китай). Впрочем, разница невелика – 2–3%. Для нас ситуация двойственная: с одной стороны, Россия принадлежит как к первому «лагерю», так и ко второму. А с другой – понятия «больше-меньше» здесь очень расплывчаты, поскольку, как показал международный опрос, в РФ, как уже было сказано, больше всего доля населения, совсем ничего не тратящегося на отдых, следовательно, к графе «сэкономивших» такие наши граждане причислены быть не могут.

Больше всего респондентов, сокративших расходы на путешествия, в России пришлось на Северо-Западный федеральный округ (больше половины) и Сибирь (около 40%) – там этот показатель выше общероссийского. Среди опрошенных жителей наших сел почти половина (47%) на отдых и путешествия денег как не выделяли, так и не выделяют. Что же касается жителей городов-миллионников, то в их бюджетах «отпускная» строка присутствует куда чаще, а порой и стремится к неприкосновенности, ибо, как показали опросы, 20% горожан готовы экономить на чем угодно, только не на качестве отдыха.

Что касается возрастных показателей, то 56% молодежи в возрасте 18–24 лет скорее готовы отказаться от повседневных развлечений, нежели пожертвовать возможностью посмотреть мир. Среди респондентов постарше – 25–34 лет – 27% согласны поступиться выездным отпуском ради того, чтобы побольше развлекаться дома. А более половины (53%) россиян старше 60 лет вообще считают верхом безрассудства в пору кризиса тратить деньги на путешествия и хождения по клубам и ресторанам.

Полученные исследователями данные показали и оборотную сторону кризисной «медали», а именно то, что россияне стали куда больше времени проводить дома, в семье, Изменилась сама концепция отдыха: он тоже стал семейным. Увеличилась посещаемость парков и скверов, как дети, так и взрослые сообщают, что стали чаще отдыхать на дачах, в лесах и у окрестных водоемов.

«Да, сейчас соотношение продаж зарубежных и местных туров сильно изменилось в пользу последних: россияне чаще предпочитают отдыхать на отечественных курортах, нежели ездить за границу, – подтвердила «НИ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. – Возросла популярность экскурсионно-познавательных туров по стране. Это было особенно заметно на майские праздники: продажа краткосрочных экскурсионных туров по России у нас увеличилась в разы по сравнению с прошлым годом».

"