Posted 12 апреля 2004,, 20:00
Published 12 апреля 2004,, 20:00
Modified 8 марта, 09:47
Updated 8 марта, 09:47
Вчера комиссия Генерального совета партии «Единая Россия» по вопросам формирования рынка доступного жилья одобрила два законопроекта: Градостроительного кодекса и закона об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. О том, как проходило обсуждение, «Новым Известиям» рассказала президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, возглавлявшая профильную рабочую группу в Центре стратегических разработок.
Градостроительный кодекс – это некий свод норм и правил, по которым нужно строить. В России он уже есть, но, как отметила г-жа Косарева, на 80% нынешний документ представляет собой декларативные нормы и практически не содержит разъяснений, каким образом эти нормы исполнять и какую ответственность несут стороны за их нарушение. Иными словами, кодекс отвечает на вопрос «что»: что можно строить, что – нельзя, какие законы и правила и где действуют.
Для застройщиков же более важно «как»: как решать вопросы с правом на земельные участки, как при строительстве должны быть разграничены полномочия федеральных и региональных органов власти и т. д. По словам Надежды Косаревой, готовящийся законопроект как раз и дает гораздо более исчерпывающие ответы на эти вопросы. «Он является процедурным, а не декларативным, как прежний кодекс», – подчеркивает она.
Большими противниками новой версии кодекса являются власти Москвы. Так, председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин настаивает на том, что сфера градостроительства по большей части должна быть в компетенции города. А федеральный градостроительный кодекс, по мнению столичных чиновников, пытается посягнуть «не на свою территорию». Кстати, столичные власти готовят свой градостроительный кодекс, который предполагают рассмотреть в 2005 году. И его федеральный брат, по их мнению, сведет на нет большинство норм кодекса.
Второй законопроект, одобренный комиссией, касается правил установки тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Суть его в том, что тарифы на многие услуги ЖКХ (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, частично газо- и электроснабжение) должны регулировать органы местного самоуправления. На данный момент эти вопросы решаются на уровне субъектов Федерации. И получается так, что воду и тепло в городах дают конкретные организации, а тарифы на них устанавливаются «сверху» – региональными властями. В нынешних условиях такая проблема может показаться несущественной, однако при постепенном переходе на поставку услуг частными предприятиями ее значение будет возрастать. Ведь немногие частные инвесторы, работающие в пределах своего муниципалитета, захотят, чтобы условия им диктовали «сверху».
Теперь законопроекты должны быть рассмотрены на расширенном заседании доминирующей в Госдуме фракции «Единая Россия», которое состоится в ближайшую пятницу.