Posted 12 апреля 2004,, 20:00

Published 12 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

ЗАО «Российская Федерация»

ЗАО «Российская Федерация»

12 апреля 2004, 20:00
Исполнительный директор Экспертного института (ЭИ) Андрей Нещадин презентовал вчера собственную модель управления страной. Россия, по его мнению, должна выстроиться и действовать как эффективное акционерное общество.

Оригинальность разработки г-на Нещадина в том, что эксперт предлагает построить систему государственной власти по образу и подобию коммерческих структур. А точнее, по наиболее эффективной их модели – акционерного общества, поскольку именно эта форма, по его словам, в мире и в России доказала свою жизнеспособность и прозрачность.

Схема государства в форме ЗАО (речь идет, вероятно, все-таки об акциях, которые продать невозможно) выглядит следующим образом. Президент – представитель акционеров (собственников), которыми считаются граждане России, передавшие главе государства своим волеизъявлением страну в «трастовое (доверительное) управление». При этом президент, как уполномоченный собственника, должен иметь аппарат, позволяющий определять стратегические цели и интересы России.

Далее идет менеджерское звено. Председателя правительства г-н Нещадин порекомендовал называть генеральным менеджером. Он отвечает за реализацию сформулированных президентом целей и задач и подотчетен контролирующему органу акционеров в лице того же президента и федерального собрания, которое в этой бизнес-структуре сродни наблюдательному совету ЗАО «Российская Федерация».

Идущими вниз приводными ремнями управления «акционерка» достигает трех уровней: министерств, служб и агентств. Впрочем, функции, которые исполнительный директор ЭИ им уготовал, практически не отличаются от тех, что прописаны в документах о проводящейся реформе правительства, и потому до статуса оригинальных явно недотягивают.

Собственно, эта реформа и сподвигла, судя по всему, г-на Нещадина на презентацию новаций в государственном строительстве. По крайней мере о «подводных камнях», которые подстерегают реформаторов, он говорил не менее охотно.

Наиболее серьезное испытание, по мнению эксперта, ждет президента, если он объявит целью реформы дебюрократизацию государственного аппарата (что, по сути, уже произошло). Ведь именно бюрократия потопила в свое время реформы Александра I и Сперанского. «Бюрократия живет по собственным, веками установленным законам, поэтому отменять их – все равно что бороться с законом тяготения», – предупредил г-н Нещадин. Кроме предупреждения, прозвучал призыв к президенту бюрократию не трогать. В противном случае административная реформа разойдется с интересами чиновников, и неизвестно, на чьей стороне будет победа. Напомним, что сам Андрей Нещадин – чиновник с 15-летним стажем, так что, скорее всего, он знает, что говорит.

Второй подводный камень – это несоответствие интересов федеральных органов власти и руководства регионов. Губернаторы при сегодняшнем статусе Совета Федерации практически не оказывают никакого влияния на принятие экономических и политических решений, даже тех, которые впрямую затрагивают интересы субъектов РФ: реформу ЖКХ, пенсионную и налоговую реформы. В таком положении г-н Нещадин видит предпосылки к конфликту интересов, который необходимо заранее предотвратить.

Не менее тревожным эксперт считает дефицит квалифицированных работников на уровне муниципальных органов и областей. Ротация высших государственных служащих (каждые 4 года проводятся выборы) и отсутствие реального материального стимулирования привели к тому, что наиболее профессиональные специалисты среднего звена перешли в бизнес-структуры. А потому реформы на местах могут разбиться об элементарную безграмотность местных кадров. Не решившись посягнуть на ротацию, г-н Нещадин предложил объявить мораторий на «чистку» среднего звена чиновников после очередных региональных выборов.




Реформа без ответственности

"