Posted 12 января 2015,, 21:00

Published 12 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:57

Updated 8 марта, 03:57

Выбор между плохим и еще худшим

12 января 2015, 21:00
Уже в первом квартале 2015 года цены в России могут вырасти на 3,2% по базовому и на 5,4 % по пессимистическому сценарию. Что касается годовой инфляции, то здесь цифры роста следующие: 7,1% и 16,1% соответственно. Этот прогноз составлен экспертами Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМА

По любому из описанных сценариев, если смотреть правде в глаза, ситуация приближается к критической. В 2015 год страна входит с тяжелейшим грузом из новых и старых экономических проблем. По словам Натальи Акиндиновой, директора Центра развития ВШЭ, к привычным хроническим болезням нашей экономики – сырьевой зависимости, дефициту технологий, институциональной неразвитости – добавились те, что связаны с санкциями Запада. В итоге отток капитала ускорился, инвестиционная активность резко затормозилась, Россия оказалась отрезанной от внешних финансовых рынков.

Невиданный всплеск цен в январе 2015 года – конечно же, ни для кого не новость и не неожиданность. Как сообщил «НИ» главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов, инфляция реагирует на ослабление рубля с задержкой в три-четыре месяца: 10-процентное ослабление дает 1–1,5 % к инфляции.

Согласно прогнозу ЦМАКП, во втором-третьем кварталах инфляционный шок повлияет на реальные располагаемые доходы населения. В базовом варианте дно будет достигнуто в начале года – минус 4,3 %, в пессимистическом – худшее ожидает россиян в третьем квартале – минус 6,9 %.

Снижение спроса из-за сокращения доходов приведет еще к более серьезному, чем сейчас, падению оборота розничной торговли: во втором и третьем кварталах розница «сожмется» на 2,9–3,5 %, по пессимистическому сценарию – на 4,6–7,8 %. Все это неминуемо обернется тем, что в четвертом квартале 2015 года, самом сложном для страны, падение ВВП составит от 3,6 до 5,5 %. А оборот розничной торговли снизится от 3,1 до 7,9 %.

«Предприятия и государство начнут экономить на заработной плате, – прокомментировал эти выкладки руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов. – Банкам придется корректировать кредитную политику и «вышибать» долги. Все факторы будут влиять на ВВП не единовременно – волны инфляции, снижения спроса и кризиса потребительского кредитования будут следовать одна за другой».

Что касается санкций, то об их отмене в обозримой перспективе речи нет. «Вернуть былые партнерские отношения России и Запада практически уже невозможно, – заявил руководитель штаба политического планирования МИД Германии Томас Баггер. – Европа никогда не признает легитимность действий Кремля в отношении Крыма. Санкции, введенные сразу после крымских событий, останутся в силе еще очень и очень долго».

По мнению главы Комитета гражданских инициатив, экс-главы Министерства финансов Алексея Кудрина, в Кремле и Белом доме идет сейчас своеобразная борьба антикризисных стратегий: на одной чаше весов лежит сохранение свободного движения капитала, на другой – последовательное создание изолированной системы. «Пока не сделан выбор в пользу одной из стратегий, побеждают элементы реакции, – говорит бывший руководитель финансового ведомства. – Сейчас на всех уровнях власти, в том числе на уровне первого лица, нет объективной оценки вызовов, которые встают перед Россией. Там есть ощущение, что два-три года поможет продержаться Резервный фонд, а потом экономика пойдет вверх в рамках некоего цикла».

По оценке Кудрина, рынок абсолютно не доверяет политике российского правительства, и для нормализации инвестклимата необходимо показать, что неприкасаемых больше нет: «Кадровые изменения на ключевых постах обязательны». Пока же этого не произошло, аналитикам приходится составлять сценарии, выбор в которых колеблется в диапазоне от плохого до еще худшего.

"