Posted 12 января 2015,, 21:00

Published 12 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:57

Updated 8 марта, 03:57

Свободное плавание... на рифы

Свободное плавание... на рифы

12 января 2015, 21:00
Банк России в прошлом году утроил объем продажи валюты на бирже для поддержки рубля. Причем крупные вливания пришлись на декабрь, когда официально курс уже находился в свободном плавании. Как отмечают опрошенные «НИ» эксперты, интервенции как инструмент предотвращения девальвации российской валюты в нынешних экономичес

По данным регулятора, объем продаж долларов для поддержки рубля в прошлом году по сравнению с 2013 годом увеличился в 3,1 раза, до 76,1 млрд., евро – в 2,6 раза, до 5,4 млрд. Самые большие интервенции были осуществлены в октябре – 27,2 млрд. долларов и 1,6 млрд. евро, в марте – 22,3 млрд. долларов и 2,3 млрд. евро, а также в декабре – 11,9 млрд. долларов.

Отметим, что интервенции ЦБ, тем не менее, не смогли удержать российскую валюту от падения. За 2014 год официальный курс рубля потерял 72% к «американцу» и 51% к «европейцу». Очевидно, что текущую денежно-кредитную политику регулятора нельзя назвать эффективной с точки зрения обеспечения устойчивости валютного курса.

Кроме того, вызывает вопросы и двойственность политики Банка России – с одной стороны, он отпускает рубль в свободное плавание, то есть устраняется от его обязательной поддержки на бирже, с другой – продолжает проводить интервенции, но делает это уже нерегламентированно, что называется, по своему усмотрению.

Как рассказал «НИ» главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов, в других сырьевых странах, когда хотят снизить инфляцию, валютный курс ни в коем случае не отпускают в свободное плавание. «У нас Центробанк непонятно из каких соображений начал таргетировать инфляцию как раз путем изменения режима валютного курса, исключающего проведение интервенций. Напомню, что в начале 2014 года ЦБ заявил о цели снизить инфляцию до 4% (с текущих 8%) и одновременно рассказал о введении свободного плавания рубля. Это выглядело очень странно, так как в этом случае курс автоматически падает, а цены на все товары растут, и снизить инфляцию в принципе невозможно», – пояснил эксперт.

В то же время, как отмечает научный сотрудник Центра структурных исследований РАНХиГС Михаил Хромов, сейчас у ЦБ просто нет в распоряжении других инструментов воздействия на курс рубля, помимо интервенций. «Только их можно считать рыночным методом курсообразования», – пояснил он. Но существуют и другие – нерыночные методы управления курсом, например, налог на отток капитала (был введен в Белоруссии) либо ограничение на движение денег. «Если мы хотим воздействовать на курс, то надо отменять рыночный режим и вводить управляемое курсообразование за счет введения ограничений на покупку валюты и других административных методов», – полагает собеседник «НИ».

По словам эксперта, в настоящее время Центробанк в своей денежно-кредитной политике не полностью отказался от интервенций, сохранив за собой право на них в случае особо сильной волатильности рубля. «В декабре как раз и случилась ситуация, требующая вмешательства регулятора. Это никак не противоречит режиму свободного плавания рубля, – считает г-н Хромов. – В будущем такие ситуации могут повторяться, особенно учитывая сохраняющиеся негативные внешние факторы – падение нефтяных цен, конфликт на Украине и режим санкций в отношении России».

"