Posted 12 января 2015,, 21:00

Published 12 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:57

Updated 8 марта, 03:57

Рубль, не совместимый с жизнью

Рубль, не совместимый с жизнью

12 января 2015, 21:00
В марте этого года начнет действовать новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), утвержденный Минздравом в начале января. Вопреки первоначальным планам ведомства, количество пунктов в нем увеличилось на 10%. Расширение на первый взгляд пойдет на пользу пациентам, однако по произво
Сюжет
Импорт

В обновленный список вошли 567 препаратов, что примерно на 50 больше, чем в действовавшем ранее перечне 2011 года, когда он последний раз существенно изменился. При этом в июле этого года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, говоря о планах внести поправки в документ, обращала внимание, что в аналогичном британском перечне 150 пунктов, а в кубинском – всего 80. Глава Минздрава отмечала, что «такого многообразия и широты гарантий ни одно государство мира на себя не брало», однако соглашалась, что некоторые медикаменты попали в перечень «по каким-то необъективным причинам».

В начале января, после опубликования перечня, эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье» высказали опасение, что часть из попавших в список лекарств вскоре может исчезнуть из аптек. Это будут самые дешевые медикаменты, производство которых станет нерентабельным из-за того, что предельная отпускная цена на жизненно необходимые лекарства жестко зафиксирована, а рубль снижается. Пресс-секретарь Минздрава Олег Салагай тогда ответил, что ведомство эту обеспокоенность разделяет: так, по данным Минздрава, цены на лекарства вне перечня только за декабрь выросли на 2–8%. В связи с этим Минздрав подготовил «комплекс мероприятий, направленных на предотвращение влияния негативных изменений в экономике на доступность лекарственных препаратов». Что это за мероприятия, в ведомстве тогда не уточнили.

Вчера же стало известно, что разработан новый порядок формирования перечня ЖНВЛП: новая процедура предусматривает, что разрабатывать его будут не только чиновники и специалисты Минздрава, но и «субъекты обращения» лекарств. То есть участники фармацевтического рынка получат право влиять на состав списка.

«Список увеличился. С одной стороны, это хорошо для пациентов. С другой стороны, есть компании, которые хотели бы вывести свои препараты из списка, так как цены на них фиксируются, и при этом не факт, что государство купит хоть одну таблетку», – пояснил «НИ» глава Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. По его словам, государству необходимо не только добиться удержания цен на жизненно важные препараты, но и обеспечить производителям рентабельность их производства, чтобы россияне не остались без дешевых медикаментов. «Есть лекарства, цена на которые зафиксирована на уровне до 100 рублей. Если у производителя большой портфель, то он может обеспечить рентабельность за счет других медикаментов, а если у него 80% всего производимого в списке ЖНВЛП, то он просто прекратит выпуск», – пояснил «НИ» глава АРФП. По его словам, помочь фармкомпаниям могло бы снижение пошлин на сырье для медикаментов, ввозимое в Россию, а также снижение в нем доли безрецептурных препаратов вроде назальных капель.

«Списком мы и довольны, и нет», – рассказал «НИ» координатор движения «Пациентский контроль» Андрей Скворцов. Его организация в минувшем году добивалась изменения перечня в части медикаментов для лечения ВИЧ: дополнения его более новыми и эффективными лекарствами и вывода устаревших и токсичных. Так, Минздрав считал «жизненно важным» разработанный 20 лет назад антиретровирусный препарат «Ставудин», к побочным эффектам которого активисты «Пациентского контроля» причисляют деформацию внутренних органов, повреждения центральной нервной системы, появление горба и внешние изменения лица. «Ставудин» в списке остался, так что о полном удовлетворении речь не идет. Скоро начнут принимать заявки на следующий год, и мы будем подавать досье на его исключение», – пояснил «НИ» Андрей Скворцов. По его словам, специалистам удалось добиться включения в перечень более нового и не настолько токсичного препарата «Тенофавир», однако множество других современных антиретровирусных медикаментов с доказанной эффективностью в список так и не вошли.

"