Posted 12 января 2011,, 21:00

Published 12 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

Кран закрыт

12 января 2011, 21:00
Мировые цены на нефть с начала года демонстрируют активный рост, они уже вплотную приблизились к сотне долларов за баррель. А вместе с ценами, как известно, увеличиваются и экспортные пошлины, которые, по подсчетам Минфина, с 1 февраля могут подняться на 27,5–28,5 доллара. По идее это уже не должно пугать соседнюю Бело

Договоренность есть, а нефти пока нет. «В настоящее время идут переговоры с поставщиками нефти и ее контрактовка», – сообщила вчера пресс-секретарь компании «Белнефтехим» Марина Костюченко, выразив надежду, что все завершится раньше 20 января. Директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин считает, что пауза вызвана необходимостью выработать новые договоренности между российскими и белорусскими компаниями в новых условиях. «В прошлом году, когда без пошлины поставлялась лишь малая часть нефти, резко снизилась наша нефтепереработка на белорусских заводах. Это было невыгодно. Теперь условия другие, и партнерам надо договариваться по-новому. Это должна быть договоренность каждой конкретной российской компании с каждым из белорусских заводов. Возможно, это потребует времени, потому что изменения произошли очень быстро».

По мнению эксперта, коммерческие интересы российских нефтяных компаний от новых решений никак не страдают, но им надо выбрать наиболее выгодный вариант сотрудничества. «Они могут перерабатывать здесь, перерабатывать там, вообще не перерабатывать и экспортировать сырую нефть. Им надо считать и делать свой бизнес», – пояснил ученый. Между тем уже появились слухи о том, что российские компании планируют заложить в формулу цены беспошлинной нефти дополнительные 45 долларов на 1 тонну в качестве компенсации за повышение тарифов на транзит «черного золота» через белорусскую территорию. В понедельник Минск сообщил, что увеличивает тариф с 1 февраля на 12,5% в связи с изменением экономических условий. Изначально ожидалось, что повышение составит 11,8%.

«Соглашения о Едином экономическом пространстве сами по себе не регулируют тарифы на перекачку нефти. Может быть, потом будут какие-то единые параметры, но это уже следующие решения, – пояснил г-н Фейгин. – А сейчас, в переходном периоде, очень может быть, что каждый хочет поддавить партнера. Белорусы, например, хотят, чтобы нефть перерабатывалась у них, а не перекачивалась за пределы союза».

Впрочем, изменения тарифа не идут ни в какое сравнение с переменами в условиях поставки российской нефти. Напомним, согласно подписанному в начале декабря межправительственному соглашению, в рамках создания Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана, Минск с 1 января этого года полностью освобождается от уплаты экспортной пошлины на «черное золото». До этого соседи получали на льготных условиях только 6,3 млн. тонн нефти из поставляемых 21,5 млн. За остальную они платили по полной. По экспертным оценкам, решение полностью убрать пошлины будет стоить нашему бюджету в 2 млрд. долларов. Российские, равно как и белорусские власти оценили экономическую выгоду Минска от этого решения почти в 4 млрд. долларов. Такова наша плата за ЕЭП.

Впрочем, просто так Москва нефтяные пошлины не отдала, она настояла на том, что взамен Минск будет перечислять в российский бюджет сборы от экспортных пошлин на поставляемые на Запад нефтепродукты. Так сказать, баш на баш. Однако и при таком раскладе Россия все равно оказывается в проигрыше. Дело в том, что пошлина на нефтепродукты значительно ниже, чем на сырую нефть. Согласно принятому в конце прошлого года постановлению правительства, в 2011 году пошлины на светлые нефтепродукты составят 67% от нефтяной пошлины, а на темные – 47%. К 2013 году они должны прийти к единому знаменателю – 60%. «Это было сделано для того, чтобы стимулировать нефтепереработку, а в едином пространстве получается, что это распространяется и на Белоруссию, – пояснил Владимир Фейгин. –По арифметике наш бюджет действительно теряет на пошлинах. Но это лишь часть того баланса, который возникает в результате создания ЕЭП, стратегически другие факторы должны перевесить эти потери. Если бы речь шла только о нефти, в ЕЭП бы вступать не стоило».

Ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский также считает, что мы идем на определенные жертвы ради создания ЕЭП. «Пока мы имеем только политическую выгоду, но по идее, когда в полной мере заработает ЕЭП, мы должны перейти и к выгоде экономической», – заметил он «НИ». По словам эксперта, эта выгода связана с ликвидацией барьеров, существующих в торговых отношениях России и Белоруссии. «Об этом мало кто знает, но по ограничительным мерам, применяемым к российским товарам, Белоруссия занимает первое место в мире. Даже в ЕС их меньше», – сообщил г-н Портанский.

"