Posted 11 ноября 2013,, 20:00

Published 11 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:37

Updated 8 марта, 04:37

Жертвы прогресса

Жертвы прогресса

11 ноября 2013, 20:00
Попытки повысить производительность труда в стране в соответствии с майскими указами президента приведут к росту безработицы, начиная с 2017 года. Такой вывод содержится в скорректированном варианте социально-экономического развития России до 2030 года, опубликованном Минэкономразвития (МЭР). Более качественный и проду

В майских указах Владимира Путина значится, что уже к 2018 году производительность труда должна вырасти в полтора раза по сравнению с уровнем 2011 года. Требования к повышению качества трудовой деятельности вполне объяснимы. В соответствии с предвыборными обещаниями, в стране должен наблюдаться неуклонный рост зарплат и уровня жизни. Однако добиться этого невозможно, если производительность труда останется на прежнем низком уровне. Проще говоря, рост зарплат не может опережать количество и стоимость произведенной работниками продукции. Под давлением обещаний приходится повышать оклады, особенно в госсекторе. При этом увеличения производства товаров и повышения их качества (что особенно актуально в связи со вступлением России в ВТО и усилившейся конкуренцией) не наблюдается. В этих условиях повышенные зарплаты будут попросту «проедаться», не приводя к увеличению валового национального продукта (ВВП). Чтобы избежать подобных проблем, у бизнеса и госпредприятий остается два выхода – либо повышать производительность труда, в том числе благодаря внедрению инновационных технологий, либо прибегнуть к сокращениям персонала. Последний вариант, однако, чреват ростом безработицы, о чем и предупреждает Минэкономразвития.

Производительность труда в России сейчас в 3–4 раза отстает от показателей европейских стран, заявил недавно министр труда Максим Топилин. Это предполагает не только более высокую стоимость российских товаров, что делает их неконкурентоспособными на мировом рынке, но и фактически ставит крест на планах правительства по повышению уровня зарплат. Однако сейчас российская экономика не просто тормозит, а уже весьма близка к стагнации. Так, по итогам 9 месяцев 2013 года, она выросла всего на 1,3%. И не исключено, что это не временное явление, а долгосрочный тренд.

Как заставить людей работать больше и качественнее в условиях, когда спрос на продукцию, в том числе промышленную, неуклонно снижается, власти, похоже, не имеют ясного представления. Временным решением проблемы могло бы стать сокращение рабочих мест. Но это чревато социальными потрясениями. «Мы боимся сокращать работающих как в госсекторе, так и в негосударственном секторе», – признавал летом министр финансов Антон Силуанов. При этом, по его словам, ситуацию в экономике можно наладить, единственно повышая производительность труда за счет сокращения числа работающих граждан. Широкомасштабные инвестиции в производство, способные повысить его эффективность, идут с большим скрипом. Бизнес объясняет это, равно как и низкую производительность труда, высокой налоговой и бюрократической нагрузкой. В итоге, по оценке замминистра экономического развития Андрея Клепача, рост безработицы уже в следующем году может пойти темпами, опережающими прогнозный показатель в 5,7% от численности экономически активного населения. Примечательно, что на этом фоне власти по-прежнему не отказываются от обещания создать 25 млн. новых рабочих мест до конца десятилетия.

«Слова о создании миллионов хороших рабочих мест – это просто декларации о добрых намерениях, – сказал «НИ» президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров. – Модернизация в стране не начиналась, и никаких предпосылок к тому не видно. Более того, в некоторых отраслях «модернизировать» практически уже нечего. Надо просто создавать отрасли заново».

С тем, что основной причиной низкой производительности труда, равно как и грядущей безработицы, является технологическая отсталость страны, согласен и аналитик инвестиционной компании Василий Якимкин. «Низкая производительность труда в первую очередь связана с технологическим отставанием наших отраслей, – пояснил он «НИ». – Кроме того, культура производства оставляет желать лучшего – это плохое наследие советских времен». Вместе с тем, как полагает эксперт, по социальным соображением власти едва ли допустят массовые сокращения, что в свою очередь «аукнется» низкой производительностью труда и неконкурентоспособностью российских товаров на мировом рынке. «Был и есть «социальный» заказ государства и политика сдерживания безработицы, поэтому сокращать неэффективные места и «ленивых» сотрудников бизнес не мог, да и сейчас не может, – отметил г-н Якимкин. – Поэтому дальнейшее отставание нам обеспечено».

"