Posted 11 ноября 2013,, 20:00

Published 11 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:37

Updated 8 марта, 04:37

На хлебе и воде

На хлебе и воде

11 ноября 2013, 20:00
Повышение цен на продовольственном рынке внушает все большие опасения. На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) инициировала расследование по подозрению в возможном сговоре в отношении более 80 предприятий, занимающихся разведением птицы, оптовой и розничной продажей яиц. Впрочем, проблема не огранич

Поводом для активных действий ФАС стал зафиксированный по итогам последнего месяца резкий всплеск цен на яйца в ряде регионов России. За период с августа текущего года цена на этот вид продовольствия выросла на 35% и в среднем в рознице составляет уже более 50 рублей за десяток – это значительно выше темпов роста цен на другие продукты питания. Тревожная ситуация складывается на рынке картофеля, который дорожает на глазах и становится лидером не только в плодоовощном сегменте рынка продовольствия, но и в целом среди всех продуктов питания, опережая даже яйца. Только за октябрь цена на него взлетела на 30% и составила в среднем по стране 21 рубль за килограмм. К тому же отмечается явная неоднородность распределения цен по стране – цены могут различаться почти в 10 раз. Так, минимум в 11 рублей за килограмм зафиксирован в Омской области, а на Дальнем Востоке цена привычно в 4–5 раз выше среднего уровня по стране. На минувших выходных Минсельхоз США предупредил, что урожай картофеля в РФ снизится из-за неблагоприятной погоды с 29,5 млн. тонн до 28,3 млн. В тот же день представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко заявил о том, что ведомство может частично снять запрет на ввоз картофеля из ЕС. Этот вопрос руководители российской и европейской служб по фитосанитарному и ветеринарному надзору обсудят уже 15 ноября.

Не отстают в этой гонке и другие продукты питания – лук, морковь и молоко. Последнее за октябрь подорожало на 7,4%, при этом в некоторых регионах розничные цены достигают 80 рублей за литр. Это традиционно опять же Дальний Восток, Сибирь и регионы Крайнего Севера. В целом же, по данным Росстата, повышение стоимости продуктов питания в октябре этого года составило 5,5%, за аналогичный период 2012-го – 6,1%, в то время как в октябре 2011 года этот показатель составлял лишь 2,7%.

«Сегодня нет объективных причин для роста цен на продукты питания, – заметила «НИ» заместитель начальника управления химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Ирина Епифанова. – Удивляет то, как разнятся цены в регионах страны. Это дает повод задуматься о существовании сговора среди розничных сетей». Наша собеседница подчеркнула, что в этот раз антимонопольные расследования были инициированы после поступления в службу большого числа заявлений о значительном росте цен на яйца в различных регионах. И ФАС уже обратила свое внимание на другие рынки продовольственных товаров.

Основные причины такого роста специалисты службы видят в подорожании комбикормов для скота, дефиците молочного сырья и возможном сговоре розничных продавцов. Эксперты же подчеркивают комплексный характер проблемы, которая формируется за счет множества факторов. Так, генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина обращает внимание на сезонную составляющую. «Из-за неблагоприятных погодных условий в этом году – дождливых весны и осени, которые помешали сначала вовремя начать посев, а затем приступить к сбору, при изначально достаточном валовом объеме овощей и корнеплодов часть собранного просто испортилась, а часть оказалась непригодна для длительного хранения, – пояснила «НИ» эксперт. – Это наверняка приведет к дефициту ряда продуктов и их подорожанию в зимний период. К тому же в ноябре-декабре стабильно отмечается общий рост цен, который, как правило, идет на спад только после Нового года».

В свою очередь руководитель Центра экономических стратегий Института экономики РАН Иван Стариков говорит о нерыночном механизме давления со стороны крупных ритейлеров. «Активно развиваясь, крупные, федерального масштаба, ритейлеры зачастую преднамеренно оказывают давление на мелкие сети и локальные розничные магазины, – рассказывает экономист. – В крупных сетях все цены примерно одинаковые, а вот мелкая розница вынуждена повышать их, чтобы восполнить потери. Не сказал бы, что это полноценный сговор, но подравнивание определенно есть. Вот если бы мелких ритейлеров было больше, крупные были бы вынуждены вести более взвешенную политику. Но, как понимаете, это совершенно нерентабельно и невыгодно».

Эксперты также обращают внимание на проблемы логистики. Дело в том, что со следующего года Минтранс планирует взимать плату с грузовиков в размере 3 рубля за километр.

Как отмечает секретарь рабочей группы по агропромышленному комплексу Общественной палаты Александр Чернов, в целом это нормальная практика, но сети уже сейчас через рост цен на конечный продукт переложили свои будущие затраты на плечи потребителя (по предварительным подсчетам, им это обойдется примерно в 5 млрд. рублей). К тому же даже в Москве и Московской области, где ежегодно потребляется до 18 млн. тонн продовольствия, отчетливо стоит проблема острой нехватки пунктов хранения и передержки. Неудивительно, что в других регионах страны ситуация обстоит еще хуже. А в итоге любое изменение в других отраслях, касающееся продуктов, все равно перекладывается на покупателей.

Впрочем, не все эксперты согласны с целесообразностью действий антимонопольной службы. «ФАС традиционно ищет сговоры там, где они в принципе невозможны, – на рынках, подобных производству яиц, где есть множество небольших игроков, – сообщил «НИ» старший научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС Вадим Новиков. – В первом полугодии 2013 года больше половины судебных дел по антиконкурентным соглашениям возбуждены против малых и средних компаний». И действительно, преобладающее большинство компаний в списке «яичных дел» ФАС относятся к сегменту малого и среднего бизнеса. То есть это тот вид компаний, у которых даже в своем регионе есть большое число конкурентов, не говоря уже о федеральном уровне. «Рост цен на продовольствие определяется, во-первых, замедлением роста потребительского кредитования и, как следствие, переключением спроса с непродовольственных на продовольственные товары, – продолжает эксперт. – Во-вторых, вклад в рост цен вносит также повышение издержек производства и плохой урожай некоторых культур».

А вот пути разрешения сложившейся ситуации пока конкретно не определенны. В ФАС «НИ» ответили общей формулировкой, что «в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приниматься меры, предусмотренные законом о защите конкуренции». При этом само ведомство признает, что антимонопольные процедуры не могут оперативно остановить рост цен на продукты питания. В настоящий момент оно активно ищет возможность прямого государственного вмешательства путем ограничения торговой надбавки или жесткого установления розничных цен при определенных условиях. Эксперты и бизнес-сообщество выражают свое категорическое несогласие и обращают внимание на то, что мера эта может быть только временной, а после ее отмены цены взлетят еще выше.

«Сложно представить, как можно реально повлиять на розницу, – слишком тяжело взять на контроль такой объем игроков и обязать их продавать по определенной цене, – говорит Елена Тюрина. – Если государственно установленная цена не будет окупать розничные затраты для сетей, то продукты просто исчезнут с полок. За рубежом в таких случаях лучше работает система социальных магазинов, когда государство в рамках субсидирования отдельных слоев населения компенсирует сетям ограниченные цены. Но в нашей стране реализовать такую схему в настоящий момент сложно и вряд ли возможно. А пока основным рыночным регулятором остается потребительский спрос». Вадим Новиков из РАНХиГС соглашается, что любая форма государственного вмешательства приведет к дефициту товаров на полках, а то и к снижению их производства. «Надо понимать, что чем сильнее пружину сначала сжать, тем она сильнее потом ударит, – добавляет Иван Стариков. – Вопрос надо решать комплексно, а не путем искусственного замораживания цен».

Согласно последним статистическим данным, россияне тратят в среднем до 45% своих доходов на продукты питания. При этом буквально на прошлой неделе Банк России и Фонд «Общественное мнение» опубликовали исследование, согласно которому в сентябре 2013 года россияне перестали делать сбережения, а начали активно тратить. Причина проста – их доходы не успевают за ростом цен. Не удивительно, что в минувшем октябре Росстат зафиксировал отток сбережений с банковских депозитов. Объем денежных средств, вложенных в банки, сократился на 0,1% – до 12,9 трлн. рублей.

Сейчас, согласно опросу ЦБ и ФОМ, 88% россиян говорят о росте цен, при этом 56% заявили, что на фоне роста цен их доходы или вовсе не росли, или росли темпами, не догоняющими инфляцию. Особых улучшений не прогнозируется. В следующем году Минэкономразвития ожидает роста доходов населения в лучшем случае на уровне 4–5%, в то время как уровень официальной инфляции не опустится ниже нынешних 6%. Хотя и эти ожидания, по мнению специалистов, излишне оптимистичны. «Экономика стагнирует, – констатирует руководитель Центра уровня жизни Вячеслав Бобков. – И нас впереди ждет еще не один такой год. Поэтому следует ожидать только все большего ужесточения и сжатия расходов на оплату труда со стороны властей. Уже сейчас правительство отменяет индексацию зарплат большей части бюджетников, МРОТ составляет только 70% от прожиточного минимума, а размер пособий по безработице все так же остается неизменным, как и несколько лет назад».

Вместе с тем специалисты обращают внимание на нелогичность поведения населения в сложившихся обстоятельствах, ведь замедление темпов роста доходов должно, наоборот, способствовать склонности населения к сбережениям. «Это довольно странная ситуация, которая объясняется неверными выводами, которые делает население, – сказала «НИ» директор региональной программы Национального института социальной политики Наталья Зубаревич. – Логичнее было бы копить, откладывать на черный день. Тем более всегда можно более разумно и экономично распределять свои средства. Другое дело, что у людей просто нет грамотных инструментов для сбережений. Инвестировать в жилье – нет достаточного объема денег. Идея вкладывать в банковские депозиты, когда с учетом инфляции ставка по ним фактически отрицательная, тоже не вдохновляет».

Впрочем, гражданам стоит готовиться к тому, что период экономического роста, когда в реальном выражении доходы росли на 10–12%, кончился, и в ближайшие годы темпы роста значительно замедлятся. «Погуляли в 2000-е, теперь пора трезветь и учиться экономить», – подводит итог г-жа Зубаревич.

В Израиле цены скачут галопом, а зарплаты – мелкой рысью

Роста цен в этом году израильские экономисты ожидали, однако предполагалось, что увеличение зарплат как-то это компенсирует. Дело в том, что, согласно местным законам, за повышением цен на товары первой необходимости должны автоматически следовать повышения зарплат. И это притом, что цены на хлеб и молоко стабильны, контролируются государством и законам рынка не подчиняются: буханка стоит 4 шекеля 60 агарот (1,3 доллара), а литр молока – 5 шекелей 30 агарот (1,5 доллара). Но все равно цены на потребительские товары, как выразился один из местных юмористов, в последнее время «далеко оторвались от народа».
Так, свежая рыба сейчас стоит на 8% больше, чем полгода назад. Сыры, макароны и варенье подорожали соответственно на 7,9%, 3,9% и 4,9%. Свежие фрукты, по закону не облагаемые НДС, увеличились в цене на 5,1%, а овощи – на 2,5%. За говядину, свежую птицу и пиво израильтянин вынужден платить сегодня больше на 2,9%, 2,7% и 2,3% соответственно. Что же касается зарплаты, то она увеличилась за последние три месяца менее чем на 6% и составляет в среднем 6 тыс. 540 шекелей (немногим более 2 тыс. долларов).
О ценах на квартиры и говорить нечего – без дотаций со стороны различных министерств и местных властей владельцем жилья может стать только пенсионер, дождавшийся своей очереди, инвалид или военный-отставник – у этих категорий граждан свои весьма льготные программы. И это притом, что опять же по закону каждый гражданин Израиля, уроженец или новоприбывший, получает так называемую «машканту» – беспроцентную ссуду именно на покупку квартиры. И еще лет десять назад всего лишь за одну «машканту» можно было приобрести квартиру.
В сентябре и октябре правительство в определенной степени сумело «утихомирить» рост потребительских цен, и они остались без изменений. В итоге, по данным Центрального статистического бюро Израиля, с начала года общий показатель вырос только на 1,8%.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим


В Грузии все дешевеет впервые с 2008 года

Продукты питания и первой необходимости, дорожавшие в течение последних пяти лет, постепенно дешевеют и возвращаются к ценам 2008 года. По статистическим данным, цены на мясо, крупы, сахар, пшеничную муку и другие продукты по сравнению с предыдущей «пятилеткой» снизилась примерно на 30–40%.
Эксперты объясняют снижение цен рядом причин, но в качестве главной называют освобождение бизнеса от монополии и, как следствие, появление на рынке здоровой конкуренции. Кроме того, в стране ощутимо подешевели медикаменты. С октября прошлого года – на 20–30%. Вместе с тем аптеки стали активно прибегать к разного рода акциям, в ходе которых медикаменты продаются по сниженным ценам. Что касается других предметов первой необходимости – снижение цен их не коснулось.
Однако доходы населения все еще остаются низкими. По данным Всемирного банка, за чертой бедности в Грузии находится 27% населения. По данным профсоюзов Грузии, в стране 5% населения составляют богатые граждане, 14–15% – средний класс, примерно столько же живет за чертой бедности. В последнее время появились положительные тенденции, которые связаны, в частности, со снижением тарифов на коммунальные услуги.
Ирина АЛЕКСИДЗЕ, Тбилиси


Испанцы узнали о повышении цен из коммунальных счетов

В Испании, которая, как недавно объявило правительство страны, начала наконец выход из затянувшегося кризиса, рост цен особенно заметен по коммунальным счетам. Электроэнергия для населения в очередной раз подорожала в августе этого года на 1,5%. Учитывая тот факт, что счета здесь приходят не ежемесячно, а раз в три месяца, как раз к Рождеству население ощутит существенное увеличение расходов на потребляемый свет. Летом выросли цены и на многие продукты – мясо, колбасные изделия, молоко, хлеб и бакалею, фрукты-овощи (рост составил 2,2–2,7%). Осенью по традиции немного подросли (на 1,5–3%) цены на одежду и обувь известных брендов, ориентированных на массового потребителя. Эксперты связывают это с тем, что экономика Испании всецело зависит от импорта топлива. К концу года инфляция, по прогнозам, может составить 3%.
Доходы населения страны, где почти каждый четвертый – безработный, естественно, не успевают за ростом цен, многие вынуждены отказывать себе в походах по барам-ресторанам, а ведь испанцы – одни из самых главных завсегдатаев заведений общественного питания в Европе. Тем не менее покупательская способность испанцев – одна из самых высоких в Евросоюзе. Впереди Рождество, Новый Год и праздник Трех королей, отмечаемый 6 января, к которым испанцы покупают подарки родственникам, друзьям и детям. Хотя тенденция последних лет такова: покупают в основном недорогие подарки, выбирая необходимые, практичные вещи – одежду и продукты.
Наталья ТИМАШОВА, Мадрид


Немцев инфляция не напугала

В текущем году самый большой рост цен на продовольственные товары, согласно данным Федерального статистического ведомства Германии, был зафиксирован в июле. Эксперты объясняют это небывало долгой для страны зимой и случившимися затем наводнениями. Последовавшая за этим жара и засуха также сказались на урожае овощей и фруктов. В результате овощи подорожали на 11,7% (при этом цена картофеля подскочила на 44,4%), фрукты – на 11,3% (в том числе яблоки – на 22,3%), а сливочное масло – почти на треть. Последний раз такой скачок цен наблюдался в Германии лишь в сентябре 2008 года.
В свою очередь рост цен на продовольствие увеличил инфляцию. Товары и услуги в сравнении с аналогичным периодом 2012 года подорожали примерно на 1,9%.
Но в целом, даже несмотря на инфляцию и рост цен, потребительские настроения немцев весьма неплохие. По данным Института маркетологии в Нюрнберге, индекс потребительских настроений населения медленно, но неуклонно повышается. Позитивную тенденцию эксперты объясняют тем, что число немцев, не имеющих работы, в этом году опустилось ниже отметки предкризисного 2007 года. Благоприятная экономическая ситуация позволяет надеяться на повышение зарплаты и побуждает делать больше покупок. И хотя количество крупных приобретений сократилось, но тем не менее остается на достаточно высоком уровне. Этому способствуют и низкие процентные банковские ставки, и стабильная ситуация на рынке труда.
Потребительские цены в ФРГ, рассчитанные по стандартам Европейского союза (HICP), осенью в целом изменений не претерпели, в годовом исчислении розничные продажи выросли в последние месяцы приблизительно на 0,3%.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"