Posted 11 ноября 2004,, 21:00

Published 11 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Попасть в переплет

Попасть в переплет

11 ноября 2004, 21:00
Динамика развития книжного рынка в России свидетельствует: спрос постоянно растет. Общий розничный оборот в отрасли составляет 1,5 млрд. долларов в год. Вместе с тем почти все издательства жалуются на недостаток авторов. Хорошее соотношение прибыльности книги и ее художественных достоинств – сегодня большая редкость. Т

В практике по тренингу персонала есть такая игра. Человеку задают вопрос: «Чем бы вы занялись, если бы вашу профессию вдруг запретили?» Специалисты утверждают, что, как правило, после двух-трех вариаций на заданную тему отвечающий машет рукой: «Стал бы писателем». На вопрос, почему вдруг именно писателем, в ста случаях из ста следует ответ: «У меня есть что сказать людям».

В России, уверяют психологи, едва ли не каждый третий считает себя способным на создание если не романа, то приличной повести, и каждый десятый написал хотя бы абзац своего первого рассказа или начальные строчки стихотворения. При этом едва ли не все они убеждены, что опубликовать свои опусы никогда не смогут из-за того, что глупый издатель не оценит их таланта. Так ли это, попробуем разобраться.



Кто на рынке?

По данным Российской книжной палаты, отрасль близка к установлению рекорда: к концу года будет выпущено около 87 тыс. названий книг. Их совокупный тираж превысит 700 млн. экземпляров. Подобное случалось последний раз в середине 70-х годов прошлого века.

На Москву и Санкт-Петербург приходится около 80% всех издательств страны, причем многие из них имеют свои представительства в крупных городах России. Всего же в стране работают около 30 топ-издательств, занимающихся выпуском книг, брошюр, учебников и специализированной литературы. Именно эта тридцатка и формирует большую часть книжного рынка.

Самые популярные на нем, естественно, детективы. По данным ООО «Топ-книга», в первую неделю ноября этого года лучше всего раскупали детектив Дарьи Донцовой «Рыбка по имени «Зайка». На втором месте оказалась серия приключений Тани Гроттер, на третьем – «Кладбищенские истории» Бориса Акунина. Затем идут билеты для подготовки к экзамену на водительские права. А еще очень хорошо продавались книги по психологии из серии «Помоги себе сам», орфографический словарь Ожегова и учебник английского языка для инженеров.



Что в платежной ведомости?

Гонорары авторов детективов и другой популярной литературы обычно не разглашаются. Тем не менее известны несколько механизмов расчета с авторами. По договору royalty гонорары высчитываются как процент от определенной суммы. Это может быть 10% от оптовой цены книги или 5% от розничной. Бывает, что гонорар фиксируется не в процентах, а сразу в деньгах: например, 10 центов за каждый экземпляр проданной оптовикам книги. Получается, что при тираже в 50–70 тыс. экземпляров автор может рассчитывать на 5–7 тыс. долларов. При допечатке тиража гонорар обычно оговаривается отдельно и составляет около 5 центов за проданную книгу.

Другая методика расчета предусматривает единовременный платеж. Можно составить договор, предусматривающий оба варианта выплат. Однако при этом у издательств существует масса способов обмануть авторов. Например, поскольку общей системы учета тиражей нет, книга может расходиться «на ура», а издатель будет пожимать плечами и уверять писателя, что «ничего не продается». Однако, как уверяют сами издатели, сейчас стало выгоднее платить все и сразу, чем потом делать это по суду. Средний заработок среднего писателя-профессионала колеблется в пределах 3–5 тыс. долларов за книгу: в зависимости от тиража, количества авторских листов и оформления.



Кого любит издатель?

На фоне рекордных суммарных тиражей число желающих опубликовать свои «нетленки» не только не уменьшается, но и постоянно растет. Издатели же жалуются, что им не хватает авторов. В редакции звонят, присылают письма, приходят лично, но примерно 90% всех обратившихся получают отказ.

Труд писателей оценивается издателями по двум параметрам: художественные достоинства книги и ее коммерческий успех. Вопреки распространенному мнению, в коммерческих издательствах не принимаются в расчет ни личные связи автора, ни его положение в обществе, ни иные достоинства, не имеющие отношения к писательской деятельности.

У издательств, специализирующихся на художественной литературе, есть еще одно специфическое требование: автор должен писать много. Роман может быть просто замечательный, но его вряд ли опубликуют, если он один. Если издатель решил выплатить гонорар, взялся за раскрутку книги, он должен быть уверен, что автор будет радовать его новым творением по крайней мере раз в три месяца. А это не так просто. Средний объем книги – 12–25 авторских листов. Каждый авторский лист – это 40 тыс. знаков с пробелами, или 24 машинописные страницы.



Как попасть на стол?

Ознакомившись с теорией, можно переходить к практическим занятиям. Если у вас есть приличная (лучше, конечно, гениальная) рукопись и множество задумок и сюжетов на будущее, пора подумать, как ваш труд повыгоднее продать. О многочисленных самиздатах в Интернете нужно забыть сразу и навсегда. Редакторы очень редко используют эти сайты для поиска новых авторов. У них, как правило, на три месяца вперед припасено текстов тех авторов, у кого хватило ума прислать свои работы в издательство.

Так что на первых порах используйте Интернет по его прямому назначению – для поиска информации. Сначала нужно найти подходящее вам по тематике издательство. Одни специализируются на детективах и фантастике, другие отдают предпочтение любовным романам и небольшим рассказам, третьих интересует история, четвертых – мистика. Если на сайте издательства нет ссылок «сотрудничество с авторами», в которых указаны электронные адреса для отправки текстов, придется связываться с издательством по телефону.

Никогда не высылайте ваш текст целиком. Не исключено, что его потом можно будет увидеть на книжном прилавке под другим названием и... под чужой фамилией. Как правило, издательству вполне достаточно знать название книги, ее краткое содержание, первые три главы, а также контактный телефон автора, его адрес и e-mail. Не надейтесь на скорый ответ. Минимальный срок рассмотрения издательствами текста – 3–4 месяца, а то и год. Разумно будет разослать свои творения сразу по нескольким адресам. И не стесняйтесь периодически звонить и узнавать, к какому именно редактору попал ваш текст и на какой стадии идет работа над ним.



Что может самиздат?

Рассмотрим самый пессимистичный вариант. Все издательства вам отказали, не поняв, не оценив и т.п., а книжку напечатать очень хочется. Ну,хотя бы для своих – для тех, кто поймет и оценит. Выход есть – сделать это на свои деньги. На таких «самиздатах» издательства делают неплохой бизнес. Правда, заплатить придется не только за типографские услуги, но и редактору, который будет вычитывать текст, и корректору.

Не очень толстую брошюру тиражом в 1 тыс. экземпляров в журнальном формате можно издать приблизительно за 2 тыс. долларов. Тот же тираж книжки из 11 авторских листов в мягкой обложке карманного формата обойдется в 4–6 тыс. «зеленых». Твердая обложка будет в полтора раза дороже.

Впрочем, возможны варианты. Издатель порой допускает, что он ошибся в оценке, а книга вдруг возьмет да и «пойдет». В этом случае часть расходов он может взять на себя. Затем издательство по своим каналам выпускает книгу на прилавки. Если тираж расходится, издатель компенсирует свои затраты, а вы заключаете новый договор. Если нет, вам возвращают ваш тираж для реализации.

Вариантов с участием вашего капитала в издании книги может быть масса. Однако все они, как правило, проигрышные. И дело тут не в том, что книги плохие. На сегодняшний день в России работают порядка 500 сетевых и около 2000 независимых магазинов. Нужно еще как минимум столько же, чтобы все уже выпущенные книги попадали на прилавок. Сейчас в магазины доходит лишь каждая пятая–шестая книга. Впрочем, кто сказал, что именно ваше творение не попадет в их число?



РАСТИРАЖИРОВАННЫЕ ОШИБКИ

Американским редакторам Терезе и Патрику Нильсен-Хейден надоело объяснять авторам, почему их произведения не принимаются издательством. Они классифицировали самые популярные ошибки начинающих писателей. Вот некоторые из них:

– физиологическая неграмотность: автор не умеет ни читать, ни писать;

– автор страдает нейрохимическим расстройством в запущенной стадии. Ключевые слова в предложениях пишет ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ и обходится без полей, красных строк и абзацев;

– автор не в ладах с музой грамматики. Части речи путаются, а родные слова замещаются «троюродными»;

– автор умеет составлять элементарные предложения, но не способен соединить их в подобие абзаца;

– автор страдает нейрохимическим расстройством средней степени тяжести и не в состоянии определить, когда и где он меняет тему повествования, что значительно облегчает процесс сочинительства, но затрудняет процесс чтения;

– автор, конечно, молодец, что пытается разобраться в собственных проблемах, но все-таки от беседы с психологом ему было бы больше пользы, чем от сочинения романов;

– а сюжет интересный! Проблема только в том, что придумал его не автор рукописи, и все уже давно посмотрели этот фильм, прочитали эту книгу.


КТО ЧТО ЧИТАЕТ

По данным фонда «Общественное мнение», 11% тех, кто причисляет себя к категории читателей, за последние три месяца никаких книг не читали. У людей с высшим образованием в чести профессиональная, научная литература (27%), учебные пособия, справочники, словари, энциклопедии (24%), а также классическая русская и зарубежная литература (16%). Те, кто моложе 35 лет, делят предпочтение между учебно-справочной литературой, «женскими» романами и зарубежными детективами (все – по 14%). Россияне старше 50 лет любят прежде всего книги по истории, исторические романы (11%), но не пренебрегают и зарубежными детективами, отечественными детективными боевиками, теми же «женскими» романами и книгами по домашнему хозяйству (по 10%).

"