Posted 11 октября 2010,, 20:00

Published 11 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:32

Updated 8 марта, 06:32

Немецкий скепсис

11 октября 2010, 20:00
По последним данным Российско-германской внешнеторговой палаты, большинство немецких компаний, работающих в нашей стране, ожидают к концу этого года значительный рост продаж своей продукции в РФ – до 60%. Однако оптимизм резко идет на спад и уступает место скепсису, когда речь заходит о перспективах модернизации.

Немецкая экономика с оптимизмом смотрит в будущее, утверждают эксперты Российско-германской внешнеторговой палаты. И взгляд этот падает не на некое абстрактное «будущее вообще», а на конкретные перспективы деятельности в РФ. По итогам 2010 года 57% из 50 крупнейших компаний, работающих в нашей стране, ожидают рост продаж, и лишь 16% – сокращение. Если брать за точку отсчета первое полугодие 2009 года, на которое в России, как известно, пришелся пик кризиса, то, по оценкам подавляющего большинства (87%) «оптимистов», этот рост может составить до 60%. А 2% фирм рассчитывают, что к концу декабря им удастся удвоить продажи. Таковы итоги опроса, которые палата провела в сентябре.

Не удивительно, что особенно рады открывающимся перспективам компании, занятые в строительной и автомобильной отраслях – именно они в прошлом году ощутили влияние кризиса в первую очередь. Напомним, что в 2009 году продажи машин в России неуклонно падали. В натуральном выражении наш авторынок за первое полугодие тогда просел, по разным оценкам, на 45–60%, в денежном – тоже сократился как минимум вдвое. Структура продаж вернулась на несколько лет назад – стремительно увеличивалась доля дешевых, в том числе отечественных авто, а средний и дорогой сегменты, в которых преобладает импорт, на глазах сдувались. Прогнозы тогда давались неутешительные. Считалось, что российский авторынок будет восстанавливаться до докризисного уровня долго и мучительно, и начнется это не раньше 2011 года. Нельзя сказать, что сегодня все у нас в этом смысле безоблачно и радостно. Однако один из немецких автопроизводителей, принявших участие в опросе, касавшемся его российского будущего, не без удовольствия заметил, что спрос на его продукцию уже сейчас превышает существующие производственные мощности концерна.

А вот когда речь заходит об объявленной российскими властями модернизации, оптимизм немецких бизнесменов резко идет на спад, уступая место скепсису. Никто из них не спорит: курс выбран правильный, страна нуждается в обновлении, но в успехе большинство сомневаются. Во всяком случае, 55% опрошенных не замечают каких-либо изменений в этом направлении. И «виноваты» в этом, по мнению работающих у нас предпринимателей из Германии, бюрократия, коррупция, непоследовательность в проведении реформ и ставшие уже традиционными проблемы в области таможенного и миграционного законодательства. Каждый третий готов признать: первые шаги на пути модернизации делаются, но в итоге конкретных результатов все же крайне мало, часто не хватает самих механизмов внедрения инноваций.

И лишь 15% компаний почувствовали, что первые результаты модернизации уже положительно сказались на их работе. Они хвалят наше правительство за меры, направленные на повышение энергоэффективности экономики, позитивно отзываются о планах реформирования технического регулирования и обновления железнодорожного транспорта. Однако нельзя не заметить, что все это звучит скорее как одобрение намерений, а не как признание уже сделанного и достигнутого. Просто немцы в массе своей неплохо воспитаны, а деловой этикет уже давно стал неотъемлемой частью их предпринимательской культуры. Тем не менее из немногих реальных успехов на пути к модернизации большинство из них выделяют лишь два: неплохой уровень кредитования со стороны контролируемого государством банка и новое миграционное законодательство, предусматривающее упрощенную выдачу разрешений на работу сроком на три года для высококвалифицированных иностранных работников. Прямо скажем, пока не густо.

Директор Центра стратегического анализа Института инновационного развития Андрей Иванов согласен с немецкими бизнесменами: говорить сегодня о реальных плодах модернизации в нашей стране довольно сложно. «Если посмотреть на докризисную динамику экономического роста стран БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия и Китай, то наш ВВП рос самыми быстрыми темпами. Но каково качество этого роста? Во всех других государствах, входящих в эту группу, каждый год открываются новые научные школы, строятся новые предприятия. В России же мы этого пока не видим, – пояснил «НИ» эксперт. – Максимум, чем может похвастаться наше правительство, – это освоением технологии сборки автомобилей иностранных марок. Мы стремительно теряем свои позиции в космической сфере, в военно-промышленном комплексе, в микроэлектронике».

По словам г-на Иванова, несмотря на то что еще год назад президент Дмитрий Медведев признал, что вложение денег преимущественно в госкорпорации – неэффективный путь, финансовые потоки, которые могли бы подтолкнуть процесс модернизации, по-прежнему идут исключительно в контролируемые государством компании. А пока не видно, чтобы эти деньги работали на благо инноваций. «Возьмем проект «Сколково». Пока никто не видит даже нулевого цикла, непонятно, когда будут заложены фундаменты тех замечательных зданий, которые должны вырасти в этом «городе солнца». А деньги уже начали тратиться, – сетует ученый. – Еще одна важная проблема – не видно никаких изменений в системе российского образования. Все, что есть там сейчас, – это наследие Советского Союза. Нельзя сказать, что строятся новые центры, что инженерам и ученым предлагают новые, более выгодные условия. Профессор ведущего вуза страны как получал 500–800 долларов в месяц, так и получает до сих пор. А ведь модернизация появляется не в результате словесных манипуляций, а как итог длительного кропотливого труда».

По словам эксперта, процессу модернизации противостоят коррупция и политическая нестабильность. «Люди не верят власти и не знают, что с ними будет даже через несколько лет. Более того, реализация программ модернизации проекта «Сколково» наталкивает некоторых граждан на мысль, что все это произносится и делается только для того, чтобы создать новые замысловатые коррупционные схемы, – отметил Андрей Иванов. – Мешает и то, что власть абсолютно не сориентирована на главное – взращивание низовой экономической самодостаточности людей. Чтобы люди чувствовали себя не объектами чужой воли и манипуляций, а субъектами истории. Для этого человек должен иметь собственность и уверенность в завтрашнем дне. А в обществе должна быть соответствующая атмосфера, поскольку в модернизацию должны быть включены все граждане, а не кто-то по отдельности».

Конечно, как отмечает г-н Иванов, власть пытается что-то делать, например приняла федеральный закон, который дает вузам налоговые льготы для малых предприятий, занимающихся научными разработками. Но проблема в том, что в большинстве вузов такие предприятия до сих пор не созданы. Есть различные программы, инвестпроекты, но их эффективность оставляет желать лучшего. «До 90% всех инвестиционных проектов не имеют ни четкого обоснования, ни развернутой сметы и выглядят пока как благие пожелания: хорошо бы развивать здравоохранение, образование. Но конкретики в них пока нет», – подытожил ученый.

"