Posted 11 августа 2009,, 20:00

Published 11 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:20

Updated 8 марта, 07:20

Попали в молоко

11 августа 2009, 20:00
Вчера крупнейшие в России производители молока на совместной пресс-конференции взывали к власти. По их оценкам, на рынке сложилась крайне тяжелая ситуация, с начала года цены снижаются, животноводческие хозяйства работают себе в убыток. Многие не в состоянии поддерживать производство и расплачиваться по кредитам, некот

Руководители Молочного союза России (МСР), национального союза производителей «Союзмолоко» и компании «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) единодушно уверяют: потребление молока в России по сравнению с прошлым годом сократилось с 250 до 230 кг при медицинской норме 370–390 кг. Если бездействовать, сегодняшнее перепроизводство сырого молока завтра обернется дефицитом и резким подорожанием молочных продуктов.

Еще в июле «Росмолоко» и МСР обратились к министру сельского хозяйства с пакетом предложений по стабилизации ситуации в отрасли. Единственной эффективной мерой, компенсирующей убытки последних месяцев и позволяющей поддержать производителя, называлось субсидирование за счет средств федерального и регионального бюджетов. Речь идет о доплате не менее 3 руб. за 1 кг сырого молока при закупке. Довольно справедливо, если учесть, что сейчас производитель продает молоко с убытком в 2 руб. за каждый килограмм. Правительство признало, что готовится провести закупочные интервенции на молочном рынке, чтобы спасти от разорения владельцев коровников. «Часть продукта планируется подвергать ультрапастеризации и отдавать детям в рамках программы «Школьное молоко» и других социальных акций, – рассказал исполнительный директор МСР Владимир Лабинов. – Но пока это все разговоры».

Еще в начале июля вице-премьер Виктор Зубков обязал Минсельхоз срочно приступить к организации закупочных интервенций молока, но до сих пор ничего не сделано. Государство между тем выделило на эти цели около 3,5 млрд. руб. еще год назад, но возник вопрос, какое молоко покупать? Сухое или свежее? Чиновники – за сухое: оно хорошо хранится при большом сроке годности. Производители – за свежее: оно и полезнее, и в избытке, и его можно пастеризовать, максимально сохранив в нем все потребительские качества. Однако правительство пока не закупает ни то, ни другое.

Не дала результатов и весенняя социальная реклама молока. Молочники отмечают: «Антиалкогольная тема почему-то звучит на ТВ громче, нежели промолочная». Тем временем в России под нож пошло уже более 200 тыс. голов скота из 38 млн. стада. «Многие производители сократили заготовку кормов, кое-кто вообще от этого отказался. Значит, кормить зимой будет уже некого, – опасается председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко. – Дефицит молока неизбежен». «Но нельзя все время решать проблему производителя за счет кармана покупателя, – предупреждает Владимир Лабинов. – Это приведет к гибели отрасли, которую поднимали последние 15 лет. Нужно срочно и в полной мере принимать меры по повышению потребительского спроса. Быстрее вводить новый закон о торговле, который техрегламентом разделяет понятия «молоко» и «молочный напиток», «сливочное мороженое» и «мороженое на растительном жире». Нужно перестать выдавать одно за другое и начать ранжировать цены!»

Повис в воздухе и вопрос ценообразования молочных продуктов. Не секрет, что в Москве молоко продается по цене выше европейской. Но из 30–40 руб. за литр в супермаркете производитель получает в среднем 9 руб. Такого диспаритета нет нигде в мире. По данным члена правления ВБД Марины Коган, крупные производители тоже не сильно богатеют на переработке и живут исключительно за счет оборота. Например, отпускная цена 1 литра молока народного бренда в 2008 году составляла 19,95 руб., и рентабельность предприятия в этом случае была 6,1%. Если государство не примет адекватных мер по регулированию рынка, стране грозит дефицит сырья, а рост цен на молоко произойдет уже в октябре. В этом случае, по словам г-жи Коган, даже крупные производители начнут сокращать ассортимент и оставят только то, что лучше продается.

"