Posted 11 августа 2003,, 20:00

Published 11 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Мучительный компромисс

Мучительный компромисс

11 августа 2003, 20:00
Белоруссия и Россия почти согласовали принципы введения единой валюты

Вчера Владимир Путин заявил о том, что Россия и Белоруссия «подошли к той черте, когда надо принимать окончательное решение» о единой валюте Союзного государства. Александр Лукашенко, по словам Путина, это тоже понимает.

Заявление из Кремля прозвучало всего за несколько часов до того, как в Москве началось пятое заседание белорусско-российской группы по подготовке предложений о едином эмиссионном центре.

Эксперты Центрального банка и Национального банка Белоруссии обсуждали проект использования российского рубля в качестве единого платежного средства на территории обеих стран.

После скандала, вызванного неожиданным отказом Александра Лукашенко ввести в Белоруссии с 1 июля безналичные расчеты в российских рублях, многим казалось, что идею введения рубля в качестве единой платежной денежной единицы придется отложить в долгий ящик. Но, как показывает практика, кризисы зачастую ускоряют развитие событий, так как стороны приходят к пониманию необходимости искать компромиссы. Нечто подобное произошло и на этот раз. Двусторонние контакты, направленные на решение этого вопроса, активизировались, и есть основания полагать, что стороны близки к достижению согласия.

Самый острый вопрос заключался в том, кто получит право включать печатный станок. Россия настаивала на том, что должен быть один эмиссионный центр, разумеется, российский. Белоруссия требовала, чтобы и ей была предоставлена возможность печатать деньги в определенных количествах. Хотя российский вариант решения проблемы представлялся наиболее оптимальным, и элементарная логика требовала принятия именно его, компромисса не удавалось достигнуть очень долго. Амбиции Лукашенко, желающего даже вопреки здравому смыслу сохранить все атрибуты суверенного государства, долго делали этот вопрос неразрешимым. Твердость же позиции России объяснялась опасением, что проводимая белорусскими властями политика накачки экономики ничем не обеспеченными деньгами может подорвать стабильность национальной валюты.

Прорыв в этом вопросе произошел 1 августа в Санкт-Петербурге в ходе состоявшегося 15-го заседания Межбанковского валютного совета. Председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев и глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович договорились о возможности Белоруссии эмитировать безналичные рубли. Ее доля в общей денежной массе должна быть равна доле белорусского ВВП от ВВП России. Правда, стороны по-разному смотрят на экономический потенциал двух государств. Некое время назад президент Путин в одном из выступлений оценил белорусскую экономическую мощь всего в 3% от российской, чем серьезно обидел Лукашенко. Но, скорее всего, этот деликатный вопрос, касающийся не только финансов, но и национального престижа, будет решен келейно. Как заявил «НИ» пресс-секретарь Союзного государства Иван Макушок, достигнутые компромиссные договоренности в Санкт-Петербурге требуют дополнительной проработки, чем и были заняты участники вчерашней встречи. В частности, предполагается создать единый эмиссионный центр, в который войдут обе стороны.

Судя по всему, достигнутые договоренности позволили политикам поставить вопрос о введении единой валюты ребром. Президент России Владимир Путин не только заявил, что настало время принимать решение о единой валюте, но и сообщил, что это будет сделано в ближайшее время, во время встречи с президентом Белоруссии. Договоренность о встрече, по его словам, была достигнута во время телефонного разговора. Эту мысль поддержал спикер Государственной думы Геннадий Селезнев, который призвал как можно скорее урегулировать расхождения между двумя странами. По его мнению, введение единой валюты с 1 января 2005 года будет возможно в том случае, если в августе–сентябре текущего года будут урегулированы основные вопросы.

По мнению ряда аналитиков, достигнутый компромисс вряд ли таит опасность для стабильности российского рубля. Например, эксперт компании «Финмаркет» Андрей Кинякин полагает, что положение рубля зависит в первую очередь от соотношения его курса к основным мировым валютам. Хотя окончательно этот вопрос прояснится лишь после того, как российский рубль начнет обживать новую территорию. Зато преимущества введения единой валюты, по его мнению, можно вычислить уже сейчас. Переход в расчетах с таким крупным торговым и экономическим партнером, как Белоруссия, на рубли приведет к их оптимизации и позволит компаниям существенно сократить издержки при осуществлении финансовых операций.

В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями белорусская сторона планирует с первого января 2004 года ввести жесткую привязку белорусского рубля к российскому, а с первого января 2005 года полностью перейти на расчеты в российских рублях. Однако это, разумеется, не означает, что с введением общей валюты будут решены все экономические проблемы между странами, так как многие из них лежат отнюдь не в финансовой плоскости.

"