Posted 12 мая 2017, 05:03
Published 12 мая 2017, 05:03
Modified 8 марта, 01:59
Updated 8 марта, 01:59
Ирина Канторович, кандидат исторических наук, учитель
После нашей широко разошедшейся публикации «Вопрос дня: Почему ректор получает 2 миллиона, а преподаватель 20 тысяч?» раздавалось немало реплик в том духе, что рабочие коллективы, мол, сами виноваты, позволяя работодателю устанавливать мизерные зарплаты. Что коллективы не пользуются правами, которыми их наделили с введением Новой системы оплаты труда (НСОТ). Действительно, если почитать законодательные акты о НСОТ, права трудового коллектива впечатляют. НСОТ позволяет каждому коллективу утверждать собственное Положение об оплате труда.
Но на практике коллективы совсем не готовы к тому, чтобы противостоять администрации и голосовать против каких-либо предлагаемых ею проектов. И членов коллектива можно понять: голосуя против, каждый работник ставит себя под удар - ведь скорее всего он впадет в немилость у начальства. А способов сделать работу такого работника невыносимой и вынудить его уволиться у администрации немало.
Но бывают и исключения: работники пытаются воспользоваться своими правами, предоставленными им законом о НСОТ. Расскажем о двух таких случаях.
Первый, произошедший в Городской больнице № 3 Екатеринбурга, описан в резонансной статье «Требуете достойной зарплаты? Получите ювеналку!» В феврале 2017 года медики этой больницы на общем собрании большинством голосов приняли решение о подписании трудового коллективного договора, который, в числе прочего, предполагал увеличение окладов сотрудников. Одна из сотрудниц, инициатор собрания, отнесла заявление коллектива в администрацию. Пиком обрушившихся на нее после этого репрессий стало заявление от руководства больницы в Комиссию по делам несовершеннолетних, подписанное главным врачом, о том, что она намерена убить своих детей и покончить жизнь самоубийством. Такое смелое утверждение главврач сделал на основании одной из «прорабатывающих» бесед администрации с сотрудницей: в сердцах она сказала, что как же тогда жить на такую зарплату? мол, ей что, с дочерями умирать теперь? Эти слова и породили заявление и последующие мытарства семьи данной сотрудницы.
Второй случай произошел в московской школе дистанционного обучения детей-инвалидов «Технологии обучения». Там НСОТ стали вводить в 2013 году. Как это происходило, описано в статье на сайте профсоюза «Учитель» «История об «аморальной» пощечине и новой системе оплаты труда». Узнав о том, что директор создал проект Положения об оплате труда, по которому за один урок учителю могут платить базовую зарплату от 300 до 1200 рублей (без стимулирующих и премий), многие учителя серьезно забеспокоились о том, что после такого самоуправства школу могут закрыть. Что из-за директорского решения пострадают не только учителя, но и семьи детей-инвалидов. Учителя организовались в профсоюз и предложили директору свой проект Положения. Вот только один фрагмент полемики председателя профкома М.В.Филипенко с директором: «Я спросила директора:
- Вы понимаете, что по Вашему "Положению..." за один урок учитель может получать в качестве базовой части оплаты урока 300, 450, 600, 1200 руб., что такой разницы нет ни в одной школе? И что, скажем, выпускник вуза может получать за ту же нагрузку в 4 раза больше доктора наук с высшей категорией?
Ездов А.А., директор бюджетной школы, ответил:
- Конечно, я могу платить выпускнику, если он работает с группой в 5 человек, больше, чем замшелому доктору наук».
Документы, регулирующие выплату заработной платы, принимались директором с нарушением правил, администрация меняла регламенты, как ей хотелось, а немногочисленных профсоюзных активистов стали просто травить. В результате травли после одного из педсоветов Филипенко попросила директора подойти к ее инвалидному креслу и наклониться, после чего дала ему пощечину. Директор уволил председателя профкома «за аморальный поступок», но суд восстановил ее в должности. Но директору надо было именно уволить М.В.Филипенко – ведь она продолжала противостоять директорскому самоуправству. И тогда он подал на М.В.Филипенко в суд, пытаясь вменить ей за ту же пощечину уголовную статью – ведь осуждение по такой статье гарантированно обеспечивает отстранение от педагогический деятельности. Для этого он решил называть пощечину побоями (ст. 116 УК РФ, до двух лет лишения свободы). Пришедший на суд профсоюзный активист-водитель даже не удивился: «Это сейчас у них, у начальников обычное дело. Оскорблять человека, довести до нервного срыва, а потом на него же в суд подать. Только у нас это делается под видеокамеру с отключенным звуком, а так схема та же…». Суд в итоге М.В. Филипенко выиграла, но скольких сил ей это стоило, нетрудно догадаться...
Проблема с формированием зарплат учителей возникла после реформы 2008 года, когда в стране была введена Новая система оплаты труда в бюджетных учреждениях (НСОТ). По этой системе все выделенные школе деньги тратятся внутри нее самой, а все сэкономленные (не потраченные на предназначенные цели) средства выплачиваются сотрудникам в виде стимулирующих надбавок и премий.
На практике львиной долей все эти суммы переходят в зарплатные выплаты администрации и близким к ней лицам. НСОТ априорно поставила учителей и администраторов в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше директор заплатит учителям, тем больше сможет заплатить себе и своим сотрудникам. Учительский корпус устал от войны в условиях, когда администрация издает локальные акты, все более и более ухудшающие условия работы учителей. СМИ пестрят сообщениями о запредельно низких зарплатах учителей в Тульской области, Дагестане и т.п. А на другом полюсе мы имеем, судя по декларациям, сверхдоходы директоров школ. При этом доходы заместителей директоров даже не декларируются. Сейчас в каждой московской школе около десятка заместителей директоров.
Но обнищание учительства — лишь одно из последствий НСОТ. Другое последствие касается уже всех граждан: это всемерное сокращение объема бесплатных услуг, предоставляемых школами. Из «экономии» директора делают все, чтобы уменьшить объем работ, выполняемых школами, и чтобы сократить число рабочих мест, принудив работников к увольнению. Именно этим обусловлено, например, увольнение более 1600 педагогов дополнительного образования. Директора с редким изобретательством делают так, чтоб «не набрать» учащихся в бесплатные кружки. (Зачем набирать, если можно по закону выделенные на дополнительное образование деньги перевести в зарплатные выплаты?)
Такова практика НСОТ. Так коллективы «решают» все. Так становятся возможными актуальные оклады санитарки и уборщика в 2 тысячи рублей и сокращение штатов по решению администрации. Огромное число фактов негатива, порожденного НСОТ, приведено в петиции за отмену НСОТ «Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии» и комментариях к ней. НСОТ, отдавшая на практике бюджеты в «кормление» администрациям, медленно, но верно ведет страну в пропасть.