Posted 11 мая 2014,, 20:00

Published 11 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:08

Updated 8 марта, 02:08

Большая разница

11 мая 2014, 20:00
Согласно данным монетарного регулятора ЕС, отток капитала из России с начала украинского кризиса мог достичь 160 млрд. евро (или 220 млрд. долларов). Об этом заявил на днях глава европейского Центробанка Марио Драги. Западные сведения более чем в четыре раза превышают официальную статистику Банка России, оценивающего б
Сюжет
Деньги

Европейский Центробанк фактически обвинил Россию в осложнении экономической ситуации в ЕС. «У нас был очень значительный отток из России, который оценивается в порядка 160 млрд. евро», – сказал председатель Европейского ЦБ Марио Драги. По его словам, возросший геополитический риск и приток денежных средств из России являются одной из причин роста курса евро и снижения ставок по гособлигациям еврозоны. Сильный евро в контексте низкой инфляции – это «повод для серьезного беспокойства». В апреле годовая инфляция в еврозоне составила всего 0,7%, в то время как цель ЕЦБ находится на уровне 2%. Укрепление евро в свою очередь негативно отражается на европейских компаниях-экспортерах.

По мнению европейских финансистов, уровень вывода финансовых средств из России почти в два раза превышает уровень кризисного 2008 года, когда в четвертом квартале после банкротства Lehman Brothers чистый отток капитала составил около 130 млрд. долларов. Под угрозой санкций со стороны США и ЕС многие иностранные инвесторы замораживают начатые проекты и выводят деньги из нашей страны. Все это грозит тяжелыми последствиями для экономики РФ.

Впрочем, западные финансисты считают: несмотря на ухудшение ситуации в отечественной экономике, Россия сможет компенсировать потери за счет огромных резервных фондов. По состоянию на 2 мая 2014 года объем международных резервов РФ составил 471,6 млрд. долларов, за неделю сократившись на 11,1 млрд. долларов.

По данным российского правительства, за весь текущий год отток капитала может составить порядка 100 млрд. долларов. Такую цифру озвучил в конце марта министр экономического развития Алексей Улюкаев. Как рассказал «НИ» заместитель заведующего отделением управления проектами и программами по международным вопросам, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев, методика подсчета оттока капитала в России и ЕС одинаковая. Поэтому разница в оценках ЦБ РФ и ЕЦБ по оттоку капитала из России возникает не в методологической плоскости. «Дело в политическом противостоянии – на Западе картину оттока капитала из России чрезмерно преувеличивают, а у нас, напротив, стараются преуменьшить. О чем говорить, когда европейские лидеры, не стесняясь, обвиняют нашу страну во всем, в чем только можно», – пояснил он.

По словам эксперта, европейцам невыгодны санкции в отношении России, так как они теряют доходы от реализации своей продукции на территории РФ. Кроме того, в России работают крупные европейские компании из той же Германии и Франции. «Они у нас зарабатывают деньги, но их общее правительство работает с оглядкой на США – без указаний оттуда собственных шагов Евросоюз не предпринимает и интересы налогоплательщиков в расчет не берет», – считает г-н Андреещев.

В свою очередь старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Жаворонков обратил внимание на то, что западные санкции напрямую усиливают вывод капитала из России, а обострение украинского конфликта грозит нашей стране еще большими проблемами в экономике. «Я не готов обвинить ЦБ РФ в фальсификации данных по оттоку капитала за первый квартал, но мы все видели, как в марте люди бежали в «обменники» за долларами и евро, а курс рубля значительно ослаб», – сказал он «НИ».

По мнению эксперта, ситуация с выводом денег из России крайне тревожная. «Даже исходя из скромных данных Центробанка, отток в первые три месяца текущего года превысил размеры оттока за весь 2013 год. Если предположить, что темпы вывода средств сохранятся, то по итогам 2014 года отток превысит 240 млрд. долларов, что почти в 2,5 раза выше официального прогноза МЭР, – подытоживает г-н Жаворонков. – Для национальной экономики это означает ухудшение платежного баланса, дальнейшее ослабление курса рубля, снижение доходов населения и рост бедности в стране».

"