Posted 11 мая 2008,, 20:00

Published 11 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:03

Updated 8 марта, 08:03

Своей мозолистой рукой

11 мая 2008, 20:00
В России профессионалов, то есть работников с высшим образованием и высокой квалификацией, не более 12,6% от общего числа занятых граждан. Это меньше, чем в первые годы после перестройки. Таковы результаты недавнего исследования Высшей школы экономики.

Несмотря на высокие темпы развития российской экономики в последние годы, анализ показателей занятости свидетельствует: среди работников нефизического труда численность профессионалов, имеющих необходимое образование, не увеличивается. Самый высокий процент специалистов, имеющих вузовские дипломы, наблюдается в первые годы после перестройки – 12,7%. Сейчас их доля составляет 12,6%, но если брать ядро профессионалов, использующих в своей работе компьютер, то она будет еще скромнее – менее 10% от всех занятых россиян.

По последним данным исследователей, среди чиновников, управляющих и предпринимателей лишь чуть более половины (56,2%) имели высшее образование. Офисные работники по идее должны быть самыми образованными и профессионально подготовленными, но и среди них дипломированных специалистов 12,9%. Самое же любопытное состоит в том, что учиться профессии дальше хотят в первую очередь те, кто уже одолел какой-никакой курс наук. Так, желание повысить квалификацию или изучать иностранные языки отмечено у 16,8% специалистов с высшим образованием и у 10,8% с неполным высшим. Реже всего желающие заняться саморазвитием встречаются среди работников сферы услуг и торговли (5,2% от числа этого социально-профессионального слоя), операторов, сборщиков и водителей (4,6%), а также низкоквалифицированных рабочих (2%).

Желание продолжить в течение ближайших лет обучение на курсах, в техникуме или вузе чаще наблюдается среди так называемых полупрофессионалов (то есть людей, еще не вполне овладевших премудростями профессии, хотя и имеющих необходимую подготовку) и офисных служащих, обладающих средней и низкой квалификацией. При этом на получение в обозримом будущем фундаментального образования (в частности, окончание магистратуры, аспирантуры, докторантуры) нацелены прежде всего офисные служащие (80%) и работники сектора услуг и торговли (67,3%). Как уже было сказано, совершенствоваться в своем деле последние не очень-то стремятся, но при этом надеются, вероятно, что хорошее фундаментальное образование поможет им сменить работу, а заодно и повысить социально-профессиональный статус. Для профессионалов же (68,2%), полупрофессионалов (44%) и управленцев (56,5%) в большей степени характерны установки на глубокую профессиональную переподготовку в рамках уже имеющейся специальности.

Как показало исследование, 67% представителей «ядра профессионалов» проживают в областных центрах. Географически наибольшее их количество сосредоточено в крупных городах, в первую очередь – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Что же касается отраслевой специфики, то «синие воротнички», занятые в промышленности, работают прежде всего в «нефтянке», гражданском машиностроении, тяжелой промышленности, на транспорте и в строительстве.

Понятно, что есть сферы, трудиться в которых без соответствующего диплома просто невозможно. Поэтому профессионалам более свойственно работать в образовании (32,2%). Но в здравоохранении (11,5%) их значительно меньше, потому что в их число попадают не только дипломированные, но высоко квалифицированные врачи, исследователи, руководители лечебных и профильных научных учреждений. В науке и культуре (8,6%), финансах (6,2%), органах государственного управления (4%) и военно-промышленном комплексе (3,2%) таких тоже негусто.

Все это позволяет исследователям ставить вопрос о качестве человеческого капитала и, в частности, представителей нефизического труда в современной России. Как отмечают специалисты ВШЭ, наши показатели не позволяют российскому обществу выдерживать конкуренцию с промышленно развитыми обществами, такими, как Германия, Швеция, Англия и США, где статусы профессионала и полупрофессионала предполагают высшее образование хотя бы первой ступени.

"