Posted 11 марта 2015,, 21:00

Published 11 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Время приспосабливаться

Время приспосабливаться

11 марта 2015, 21:00
Официальный прогноз развития страны, как правило, является основой для принятия как федерального бюджета, так и стратегии экономических действий правительства. Из-за резко изменившихся в худшую сторону условий начало 2015 года стало временем корректировки ожидаемых параметров российской экономики на текущий год – как с

На заседании экономического клуба «Академия», прошедшем в Мемориальном кабинете Егора Гайдара в Институте экономической политики (ИЭП) его имени, царило на удивление приподнятое настроение. Собравшиеся экономисты шутили, что цифры, которые они собираются озвучить, настолько страшные, что уже не имеет смысла бояться.

Хотя, казалось бы, куда уж хуже. Напомним, что в конце января текущего года МЭР резко ухудшил прогноз экономического развития России в 2015 году, но даже после этого независимые эксперты критикуют правительственное ведомство за излишний оптимизм. Однако директор по научной работе Института им. Гайдара Сергей Дробышевский заявил, что не считает расхождения в прогнозах ИЭП и МЭР принципиальными, так как «это просто разные границы одного диапазона». «Они (МЭР) придерживаются верхней границы, мы (ИЭП) – нижней», – подчеркнул эксперт. И в силу высокой неопределенности многообразных факторов, влияющих на экономику, на самом деле возможна реализация обоих вариантов развития – как с более высокими показателями, так и с более низкими.

Основным фактором неопределенности, по единодушному мнению экспертов, все еще остается стоимость нефти. В рамках этого показателя все экономическое сообщество придерживается близких к мэровским значений: ожидания ИЭП – среднегодовые 55 долларов за баррель эталонной марки Brent и около 52–53 долларов за российскую экспортную марку Urals. При этом эксперты не устают напоминать, что цены на нефть все еще остаются самым сложным для анализа и прогнозов показателем.

Вторым фактором, увеличивающим неопределенность, становится экономическая политика правительства. В частности, до сих пор нет четких ответов на вопросы – как будет секвестирован бюджет, на что и в каком размере будут тратиться Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, как будет меняться ключевая ставка ЦБ. Вызывает вопросы и то, как будет реализован большой и довольно аморфный антикризисный план правительства, полная реализация всех мер которого представляется экспертам маловероятной.

Сергей Дробышевский отметил, что прогноз ИЭП был построен исходя из инерционных ожиданий, что все текущие отрицательные факторы – западные санкции, российские антисанкции, отток капитала и практически полностью закрытый международный финансовый рынок – сохранятся, но, по крайней мере, не ухудшатся. Исходя из этого, прогнозирует ИЭП, падение ВВП в текущем году составит 6,4%, а в 2016 году, вероятно, около 2–2,5%. Инфляция остается на очень высоком уровне – 16–17% в 2015 году и не менее 10% в 2016 году, что, в свою очередь, приведет к падению реальных располагаемых доходов населения на 8% в текущем году и на 2–3% в 2016 году. А среднегодовой курс валюты составит 64,5 рубля за доллар и 71,1 рубля за евро, при этом основной пик очередного падения рубля придется на конец второго – начало третьего квартала.

Оценки, которые представил от лица Экономической экспертной группы при Минфине РФ ее руководитель Евсей Гурвич, не слишком отличались от цифр, озвученных его коллегой из ИЭП, разве что падение инвестиций в основной капитал и общее сокращение ВВП выглядело несколько позитивнее – 14 и 3,5% соответственно. В то время как среднегодовой курс американской валюты составит 64 рубля за доллар. При этом ЦБ наверняка продолжит придерживаться стратегии «свободного плавания» национальной валюты без направленных на поддержание какого- то конкретного курса валютных интервенций.

По мнению г-на Гурвича, пока российская экономика не готова в полной мере воспользоваться девальвацией и импортозамещением в целях роста. «Их эффектами нельзя воспользоваться быстро – для этого надо было целенаправленно работать последние лет десять, чего не делалось», – отметил он.

Эксперт добавил, что сокращение доли оплаты труда в объеме ВВП повышает конкурентоспособность экономики, но, с другой стороны, формирует риски социальной напряженности. И хотя безработица вырастет незначительно – примерно до 6,5%, в 2016 году кризис продолжится, и населению придется смириться со значительным падением своих доходов и как следствие снижением уровня жизни. «Поэтому надо приспосабливаться к текущим реалиям, а не делать вид, что мы можем жить, как и раньше», – подвел итог руководитель Экономической экспертной группы.

"