Posted 11 марта 2009,, 21:00

Published 11 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:42

Updated 8 марта, 07:42

Карта карте рознь

11 марта 2009, 21:00
В условиях мирового экономического кризиса борьба с монополизмом и недобросовестной конкуренцией становится в ряд приоритетных задач государства. Об этом красноречиво свидетельствует то особое внимание, которое уделяет данной проблеме руководство страны. Однако успех в этом деле целиком и полностью зависит от эффективн

Президент РФ Дмитрий Медведев четко выразил свое негативное отношение к «ситуации, когда кризис сопровождается сведением счетов», а «в результате соперничества между различными структурами может наступить коллапс целой группы компаний». При этом он особо подчеркнул, что подобные, дезорганизующие бизнес действия «должны получать адекватную оценку государства». Премьер Владимир Путин также неоднократно осуждал «порочную практику предоставления незаконных преимуществ отдельным, близким к госструктурам компаниям» и «создания искусственных барьеров для «чужого» бизнеса». Еще в 2008 году он заявил, что данная проблема «требует незамедлительного решения», и высказался за усиление ответственности должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства.

Но, как показывает практика, соответствующие министерства и ведомства далеко не всегда способны эффективно решать задачи, поставленные руководством РФ. Как известно, главным борцом с указанным злом в нашей стране является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), роль которой в последнее время значительно возросла. Особенно заметно она активизировала свою деятельность после того, как летом 2008 года премьер потребовал от ее руководства «наконец проснуться» и более эффективно исполнять свои функции. Но, к сожалению, реальные действия ограничиваются грандиозными PR-кампаниями. Зачастую ФАС возбуждает громкие судебные дела и выписывает крупные штрафы в адрес влиятельных бизнес-структур, а итогом всего этого становится тихая и почти незаметная отмена ранее наложенных санкций.

Еще слабее выглядят результаты работы ФАС в отношении органов госвласти и местного самоуправления, чьи действия ведут к неправомерному ограничению конкуренции. В качестве наиболее яркого примера можно привести конфликтную ситуацию между Федеральной таможенной службой (ФТС) и ООО «Таможенная карта», которая с 2000 года и до недавнего времени успешно осуществляла функции оператора одноименной межбанковской платежной системы. Однако в марте прошлого года ФТС предприняла попытку блокировать уплату бюджетных платежей с использованием банковских карт и самостоятельно назначила банкам «правильного оператора» – ФГУП «РОСТЭК», менеджмент которого некоторые СМИ называют «близким к руководству ФТС».

Следует отметить, что это далеко не первый случай, когда антимонопольная служба вынуждена вмешиваться в дела таможенного ведомства и аффилированных структур.

Еще в начале тысячелетия комиссия ФАС рассмотрела дело о нарушении ГТК РФ статьи 12 закона о защите конкуренции в части препятствования деятельности страховым организациям, осуществляющим ОСАГО. Основанием послужили жалобы на таможенников, которые требовали от автовладельцев, чтобы те заключали договора с немногими страховщиками, заключившими в свою очередь договора с уже упомянутым выше РОСТЭКом. Тогда ГТК был вынужден пойти на попятную, но на этом «сотрудничество» двух госструктур далеко не закончилось. В частности, в 2005 году Новгородское управление ФАС вынесло «нелицеприятное» для ЗАО «РОСТЭК-Псков» заключение о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем. ЗАО «РОСТЭК-Псков» пыталось оспорить его в областном арбитражном суде, но потерпело поражение. А в марте 2007 года Красноярская таможня обратилась с жалобой в местное управление ФАС на собственное же Сибирское таможенное управление с жалобой на оказание преференций государственному брокеру РОСТЭК. В ходе разбирательства выяснилось, что к конкурсам на обслуживание околотаможенной инфраструктуры по формальным основаниям не были допущены брокеры-претенденты, за исключением все того же РОСТЭКа, а квалификационные требования при отборе контрагента были изменены с целью предоставления ему скрытого преимущества. Это дело вызвало большой резонанс: тогда ФАС впервые столкнулась с тем, что сотрудники таможни пожаловались на вышестоящее управление в регулирующий орган. А 14 октября 2008 года решением заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова на гендиректора РОСТЭКа Александра Повстяного был наложен штраф в размере 12 тыс. руб. за то, что компания не предоставила антимонопольной службе сведения об объектах таможенной инфраструктуры, переданных ей ФТС во владение, пользование, хозяйственное ведение и оперативное управление.

Такие загадочные действия ФТС, как удаление с рынка большинства таможенных брокеров под надуманным предлогом отказа от поручительства и совсем свежая история с непроработанным сокращением и переносом пунктов таможенного контроля, можно, видимо, объяснить возможной скорой приватизацией ФГУП «Ростэк», о которой как о свершившемся факте говорят в самом ФГУПе и его многочисленных дочках.

Что же касается ООО «Таможенная карта», то действия ФТС были обжалованы в различных судах, ряд из которых уже выиграно, однако по ходатайству таможенной службы Высший арбитражный суд РФ назначил на 30 марта новое слушание дела. Первые заседания ФАС по данному конфликту состоялись еще в январе, однако до сих пор вопрос находится в подвешенном состоянии. Между тем упущенное время дорого обходится не только участникам рынка, но и государству. Так, по данным, представленным ООО «Таможенная карта» в одно из арбитражных дел, односторонний отказ ФТС от исполнения соглашения привел к тому, что поступления средств в бюджет РФ за первые три недели 2009 года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 9,41 млрд. до 5,86 млрд. руб. Естественно, государство немало потеряло и за остальные минувшие с тех пор недели. Поэтому теперь от оперативности работы ФАС напрямую зависит, сколько еще средств недополучит бюджет.

Стоит заметить, что как раз здесь у ФАС появляется возможность продемонстрировать свою беспристрастность и способность воплощать в жизнь решения руководства страны. Главное, чтобы основополагающим принципом стало верховенство закона, в противном случае это дело может стать опасным прецедентом. От того, на какую «карту» поставит в данном случае ФАС, будет в конечном итоге зависеть эффективность экономики страны, что в условиях кризиса становится особенно актуальным.

"