Posted 11 февраля 2009,, 21:00

Published 11 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 02:30

Updated 8 марта, 02:30

Двадцать лет спустя

Двадцать лет спустя

11 февраля 2009, 21:00
Двадцать лет спустя

Двадцать лет назад я работал в одной из стран Латинской Америки. Знаете, кто там был тогда самым несчастным советским автомобилистом? Представитель «Автоэкспорта». Знаете, почему? Потому что все его коллеги – и торгпредские, и посольские – ездили на служебных «японках» или в крайнем случае «кореянках». А он, бедолага, рулил только появившейся тогда 15-й моделью «Жигулей», которую специально для него доставили через океан.

Эта давняя история вспомнилась, когда правительство объявило во вторник об увеличении на 12,5 млрд. руб. бюджетных ассигнований на закупку федеральными органами исполнительной власти в 2009 году автомобильной техники, которая производится на территории России. Больше всего (4 млрд. руб.) получит дополнительно Минобороны, чуть меньше – Минздравсоцразвития. Потом идут МВД и МЧС. С этими министерствами все, в общем-то, понятно – им нужны главным образом не «Волги» и «Жигули», а рабочие железные лошадки. Но в списке фигурируют и таможенники, и служба по контролю за оборотом наркотиков, и даже внешняя разведка. Каждой из них дополнительно выделяется по несколько десятков миллионов рублей. Представляете себе, сколько счастливчиков, сев за руль новеньких машин, вспомнят отечественный автопром добрым словом и поблагодарят его за отменное качество продукции.

Впрочем, 12,5 млрд. – это капля в море по сравнению с 600 млрд. руб. Именно в такую сумму эксперты оценивают государственную помощь, которую получат российские автомобилестроители. Это, не считая запретительных импортных пошлин, исключительных тарифов на перевозки наших легковых машин железнодорожным транспортом, планируемой реструктуризации налоговой задолженности для проблемных предприятий и, судя по всему, готовящихся налоговых кредитов. И все это (кроме разве что пошлин, которые выгодны всем, кто делает машины в России) пойдет на пользу именно сугубо отечественным заводам – всеволожские «Форды», калужские «Фольксвагены», «Рено» из Текстильщиков и прочие собираемые у нас иномарки, скорее всего, останутся за скобками – это чисто коммерческие проекты с большими зарубежными инвестициями, с которыми иностранцы сами и разберутся.

Наш же родной автопром коммерческим назвать ну никак не получается. Что бы с ним ни делали, он все равно не может выйти из ямы и жив только государственным протекционизмом. Особенно этим отличается флагман отрасли «АвтоВАЗ», где дела сейчас идут совсем плохо. Продажи в кризис падают у всех, но у этого предприятия в январе они сократились на 37,5% по сравнению с началом 2008 года. Вчера из Тольятти пришло сообщение, что с конвейера завода пошел «некомплект». На складе не хватает автокомпонентов, поэтому машины отгружаются на площадку, где они должны быть доукомплектованы отсутствующими пока деталями. Подводят «смежники», которым не нравится, как завод с ними расплачивается.

Сотнями миллиардов государственных денег (а по единодушному мнению экспертов, большую их часть получит именно «АвтоВАЗ») эту проблему, наверно, можно решить. Только зачем? Спросите любого автолюбителя, сидящего по бедности даже за рулем УзДЭУ, захочет ли он пересесть на «Ладу». Я спрашивал. Из-за непечатности ответов не могу привести их полностью, но смысл один – нет. А ведь узбекская «дэушка» Nexia, чьим папой в Корее был Opel Cadet, не так уж моложе нашей «копейки». Но ее хотят и берут, а «Жигули»…

Закрыть «АвтоВАЗ» – все равно, что закрыть город Тольятти. Заодно пострадают и «смежники». Но закачивать туда несметные деньги, чтобы поддерживать то, что, по большому счету, никому не нужно, тоже, согласитесь, не выход. Может быть, часть этих миллиардов просто раздавать из месяца в месяц работающим на заводе людям, чтобы они не пропали, но при этом ничего не делали? А тем временем срочно искать иностранцев, которые пришли бы туда со своими проектами. На любых условиях, можно им даже за это приплатить оставшиеся миллиарды. Ну, нет у нас своей приличной машины, ну, сделали мы ошибку, но зачем в ней так долго упорствовать?

Автор – редактор отдела экономики «НИ»

"