Posted 12 января 2018, 14:31
Published 12 января 2018, 14:31
Modified 7 марта, 17:01
Updated 7 марта, 17:01
"Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр рассказал о закупках картофеля 9 января, а уже на следующий день весь интернет заполнили трагические сообщения: посевная площадь под картошку катастрофически сократилась и Россия уже не может ей себя обеспечивать, - пишет АПН Северо-Запад. - А также лето в этом году выдалось сырым и холодным - много сгнило. Наверное, всё так, но остаётся вопрос: почему закупать бульбу оказалось необходимо именно у члена НАТО и ЕС? Ближе Франции она расти перестала?"
"Объёмы производства картофеля могут быть сокращены, что может отрицательным образом отразиться на уровне самообеспеченности, - заявляют в Счётной палате, - пишет life.ru. - Отмечается, что в прошлом году самообеспеченность граждан этим овощем оказалась на 15% меньше, чем двумя годами ранее. За последние десять лет перестало существовать около двух миллионов частных хозяйств, посевные площади сократились в 1,7 раза".
"В самое ближайшее время в России может начаться картофельный кризис", - оценивает ситуацию сайт Свободная пресса.
"Как следует из результатов проверки результативности мероприятий по импортозамещению плодово-овощной продукции, а также эффективности использования бюджетных средств, направленных на развитие плодово-овощной продукции, из 19 показателей Госпрограммы, прямо или косвенно характеризующих результативность решения поставленных задач, целевые значения были достигнуты только по шести (31,6%), - пишет сайт ura.news. - Особую обеспокоенность у специалистов вызывает ситуация с выращиванием картофеля... Доля отечественного селекционного материала составляет всего 43%. Аудиторы отметили недостаточно развитую инфраструктуру для современного хранения, логистики и доработки сельскохозяйственной продукции, а также то, что при строительстве овоще- и фруктохранилищ используется в основном импортное технологическое оборудование".
"Из-за плохой погоды урожай картофеля в России упал в этом году почти на 40 процентов, сообщили аналитики Банка России, - описывала ситуацию ещё в сентябре прошлого года "Российская газета". - Более того, снизились и прошлогодние запасы картофеля, что может привести к его нехватке в торговых сетях. "В среднесрочной перспективе возможный дефицит картофеля старого урожая может являться фактором ускорения роста цен весной...
По данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году наша страна нарастила импорт картофеля более чем в два раза. Если в 2016 году весь импорт составил 270 тысяч тонн, то только за первое полугодие 2017-го было ввезено 472 тысячи тонн. Основные поставщики картофеля - Израиль и Египет. Но если к первому поставщику пока вопросов нет, то, как пояснила "РГ" представитель Россельхознадзора Юлия Мелано, и картофель, и другие сельхозпродукты из Египта считаются рискованными. В частности, египетский картофель является продуктом высокого карантинного риска".
Глядя на карту - диву даёшься. Огромная страна, погода в которой в летний сезон на большей части территории просто идеальна для выращивания картофеля, закупает его в знойных Египте и Израиле. Размер Израиля в сравнении с российскими просторами сравнивать просто нелепо, Египет, конечно, побольше, но 97% его территории - бесплодная пустыня. Впрочем, как выясняется - это не предел. Россия закупает картошку даже... в перенаселённом и бедном Бангладеш.
"Чью картошку едят граждане России? - пишет Валерий Гикавый. - Сколько в РФ картошки и откуда она? Сами вырастили, на огородиках и полях, или?
– В среднем за год каждый взрослый россиянин потребляет порядка 80 кг картошки, – объясняет исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников. - Так что нам для еды надо где-то 14 млн тонн картофеля ежегодно. И если судить по статистике, мы его выращиваем столько, что не только должно хватить, но и с переизбытком.
В 2015 году был рекордный урожай – сельхозпредприятия собрали 4,5 млн тонн, фермеры и индивидуальные предприниматели – 2,7 млн тонн (то есть 7,3 млн – половину от необходимого). Но это не все. Львиная доля этого урожая (25,9 млн тонн!) выращена россиянами на приусадебных участках: люди, видимо, по-прежнему стараются максимально застраховать себя от экономических чудес отчизны...
Первое место по импорту занимает Египет (274 тыс. т), затем Китай (64 тыс. т), Пакистан (44 тыс. т), Израиль (43 тыс. т), Азербайджан (36 тыс. т), Белоруссия (15 тыс. т), Бангладеш (11 тыс. т), и на остальные страны приходится 21 тыс. т. Итого это обошлось в $232 млн (где-то по 20-25 руб. за кг).
Завоз традиционно начинается в первую декаду февраля, достигает пика весной и заканчивается в июле. А там уже поспевает отечественный картофель.
– Зачем избавляться от импорта? – удивляется Красильников. – Ну, хотят люди полакомиться ранней египетской картошкой уже в феврале-марте. В чем проблема? Израильский же картофель в основном идет в магазины премиум-класса. С Китаем – другая история. Китайцы сильно помогли в 2014-м, когда было наводнение на Дальнем Востоке: это оказалось дешевле, чем возить урожай из Центральной России. Тогда они увеличили импорт до 93 тыс. т, сейчас снова снизили объемы. Но в основном они снабжают именно этот регион. Кстати, я слышал, американские фермеры просят отменить санкции, чтобы возобновить поставки на Чукотку. Они туда немного поставляли (2,5–3 тыс. т), но для региона это важно: сейчас там картофель – самый дорогой в России.
Вы удивитесь, но Россия картофель не только ввозит. На экспорт только в 2015-м году было отправлено 129 тыс. т (правда, это – рекорд: до этого вывозили всего 30–40 тыс. т).– В Европе, конечно, нас со столовым картофелем не ждут, – говорит Красильников. – Куда отправляем? В прошлом году на первое место вышла Украина – на нее пришлось 76% всего нашего экспорта. Но у них была засуха. Равный "обмен" у нас происходит с Азербайджаном: вот они нам привезли порядка 30–35 тыс. т раннего картофеля, а мы им отправили 28 тыс. т позднего. Понемножку отправляем в Туркмению (900 т), Таджикистан (880 т).
Но радужную картину портят другие цифры. Мы умеем вырастить, но плохо умеем хранить (теряем до четверти урожая) и перерабатывать. Ежегодно у нас перерабатывается порядка 1 млн т картофеля, это где-то на уровне 2% (если брать весь урожай, с приусадебными участками). Примерно как в Румынии. Зато в Бельгии перерабатывают 86% урожая, в Германии – 50%, в США – 60%.
Что такое переработать? Это сделать из картошки картофельные хлопья, чипсы, крахмал. Крахмал востребован и в пищевой промышленности, и в фармацевтике (это наполнитель для таблеток), и самый качественный – из картофеля. А у нас он в основном делается из кукурузы. С ней проблем меньше – она же не портится так быстро, как картофель...
"Макдоналдс", который подчеркивает, что львиная доля продуктов у них российского производства, как оказалось, закупает бульбу в Польше. Оказывается, заграничная картошка так хороша, что даже наших санкций не боится. Дело в том, что это не просто сырье, а полуфабрикат. Поначалу в 2014 году запретили и ее, но уже через две недели действия президентского указа о продуктовом эмбарго, в документ внесли поправочку. Мол, если сами мы пока не можем обеспечить себя нужными в производстве полуфабрикатами, так и быть, купим у европейцев"...
"Картошка действительно страшная и дорогая в супермаркетах, - комментирует cpira2016. - Еще не весна, а цена 1 кг доходит до 50 рублей. Апельсины, которые из Африки, дешевле".