Posted 11 января 2011,, 21:00

Published 11 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

Доживем до весны

Доживем до весны

11 января 2011, 21:00
Вчера первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев выразил надежду, что к концу 1-го – в начале 2-го квартала этого года ситуация с инфляционными рисками стабилизируется. По его словам, к этому времени «уйдут факторы, связанные с шоком денежного предложения, и с товарным предложением, с прекращением дей

По мнению зампреда ЦБ, с точки зрения экономического роста начало 2011 года будет позитивным. «Хороший глобальный фон, хорошая конъюнктура цен на товары – она во многом связана с тем, что глобальной ликвидности много и она ищет возможности эффективного использования, в том числе на развивающихся рынках. С другой стороны, инфляционные риски довольно высоки, скорее всего, мы испытаем некоторое статистическое повышение инфляции», – пояснил г-н Улюкаев. Он напомнил, что в конце минувшего года Центробанк сделал шаг, который свидетельствует о том, что сам он обеспокоен инфляционными рисками «не в меньшей степени, чем рисками роста, а даже в большей». Напомним, что последний в 2010 году совет директоров ЦБ принял решение сохранить ставку рефинансирования на уровне 7,75%, но повысил на 0,25% депозитную ставку. По словам чиновника, использование «ставочного» механизма не исключено и в начале 2011 года. Инфляция же, по оценкам Банка России, в этом году будет на уровне 6–7%.

Отметим, что такой же ориентир власти задавали и на 2010 год, однако уже с конца лета началась активная коррекция «плана по росту цен». Этому способствовала и российская засуха, и взлет мировых продовольственных цен. В итоге был превышен даже последний рубежный показатель в 8,5%, удержаться на котором не удалось. По уточненным вчера данным Росстата, инфляция в России с начала 2010 года составила 8,8% – столько же, сколько в кризисном 2009-м. Перспективы начавшегося года независимыми экспертами тоже оцениваются как довольно безрадостные.

«Казалось бы, государство решило не давить на рядового потребителя привычными для себя инструментами – тарифами ЖКХ. Как видим, темпы индексации тарифов не растут, а по газу даже падают. Но неприятности придут с других фронтов, – предупредил «НИ» эксперт Центра развития Максим Петроневич. – 2011 год будет отмечен резким увеличением налоговой нагрузки на подакцизные товары – бензин, сигареты и алкоголь. Рост акцизов на сигареты может привести к их удорожанию больше чем на четверть, на бензин (1 рубль на 1 литр) в сочетании с сохранением дорожного налога – на 12,4%. В итоге удорожание топлива только напрямую подкинет инфляции 2011 года дополнительные 0,3%. Между тем росту цен на бензин присущ огромный мультипликативный эффект. Так что его реальный вклад в инфляцию будет гораздо больше – особенно сильно он повлияет на продовольственные цены. Но даже если оценивать исключительно прямое влияние тарифов и налогов на темпы инфляции, то в 2011 году будет наблюдаться рекордная за последние годы инфляционная добавка со стороны государства – примерно 1,2%».

Но и это еще не все. Специалисты считают, что наибольшее влияние на инфляцию окажет рост суммарной ставки по страховым взносам с 26 до 34%. «Количественные показатели последствий этой меры оценить крайне сложно, – признает г-н Петроневич. – Скажем лишь, что больше всего пострадает сектор услуг, в котором удельный вес заработной платы в структуре затрат наиболее велик. По нашим расчетам, если увеличение социальных отчислений будет полностью перенесено на потребительские цены, то с учетом средней доли зарплаты (порядка 20%) косвенное влияние роста этих отчислений может составить около 1,25% инфляции. А вкупе с косвенными эффектами от удорожания перевозок вследствие роста цен на бензин эффект может составить до 1,36%».

Стоит еще вспомнить, что в 2011 году правительство планирует финансировать дефицит бюджета не только за счет Резервного фонда, но и за счет интенсивных внутренних заимствований. С одной стороны, это повысит уровень процентных ставок в экономике, а с другой – заставит Банк России активизировать свои операции на открытом рынке. Таким образом, в будущем году правительство будет разгонять инфляцию как за счет монетарных факторов, так и за счет роста издержек экономики (инфляция предложения). «Вот такое вот получается инфляционное таргетирование по Минфину, – резюмируют в Центре развития. – С другой стороны, Минфин понять можно – более высокая инфляция ведет к появлению дополнительных доходов бюджета плюс бонус в виде обесценения рублевых ОФЗ».

Что может противопоставить этому инфляционному давлению Банк России? Как сообщил «НИ» директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко (кстати, в конце 90-х годов работавший первым зампредом ЦБ), по сути ничего: инфляция у нас разгоняется из-за двух основных факторов – мирового роста цен на продовольствие и увеличения тарифов на ЖКХ и энергоносители. И в том и в другом случае Центробанк со своими инструментами бесполезен. «ЦБ, конечно, может попытаться повысить свои процентные ставки или сильно укрепить рубль, – отметил Максим Петроневич, – но рост ставок будет тормозить и без того вялый рост экономики, а укрепившийся рубль неизбежно приблизит последующую девальвацию».

"