Posted 10 ноября 2015,, 21:00

Published 10 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Перекосы на местах

10 ноября 2015, 21:00
В рамках исследования, проведенного Институтом стратегического анализа ФБК, была выявлена существенная диспропорция между социальными и инвестиционными расходами региональных бюджетов. В условиях экономического кризиса субъекты Федерации вынуждены все больше средств направлять на финансирование обязательных социальных
Сюжет
Деньги

Авторы исследования выявили, что доля социальных расходов в бюджетах и внебюджетных фондах российских регионов выросла в среднем с 60,9% в 2010 и 2011 годах до 66,5% в 2014 году и до 69,5% по состоянию на 1 сентября 2015 года. В то же время доля инвестиционных расходов (расходов на капитальные вложения) сократилась с 14,6% в 2010 году до 11% на конец 2014-го.

По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, это явный структурный перекос в бюджетной системе регионов. Необходимость выполнения социальных обязательств, закрепленных в первую очередь в знаменитых майских указах президента 2012 года, приводит к опережающему росту социальных расходов и ввиду ограниченных возможностей урезания остальной части бюджетов регионов увеличивает бюджетный дефицит.

В самом деле, если в 2010 году профицитными было 20 регионов РФ, то в 2014 году – только девять. Если в 2010 году суммарно по всем регионам России наблюдался бюджетный дефицит в размере 99 млрд. рублей, то к концу 2014-го он вырос до 469 млрд. рублей.

Наиболее высокая доля соцрасходов в 2013–2015 годах наблюдалась на Северном Кавказе, в среднем по региону – 78%. Самая низкая доля соцрасходов на 1 сентября 2015 года была в Центральном федеральном округе (64%) и на Дальнем Востоке (65%). Дальний Восток примечателен еще и тем, что там одновременно отмечалось наибольшее значение доли инвестиционных расходов – 15,2% в 2014 году.

Аналитики ФБК пришли к выводу, что соотношение социальных и инвестиционных расходов (во сколько раз объем социальных расходов превышает объем инвестиционных расходов) в регионах очень велико и продолжает расти. В целом по России оно выросло с 4,2 раза в 2010 году до 5,8 раза в 2014-м. Таким образом, обеспечивающие население расходы регионов почти в шесть раз превосходили в 2014 году расходы, направляемые на развитие регионов, отдача от которых в будущем могла бы улучшить экономическую ситуацию на местах. Наибольшее соотношение социальных и инвестиционных расходов в конце 2014 года зафиксировано в Саратовской области – 26,4 раза, в Ульяновской –21,1, в Мурманской – 15,6. Наименьшее соотношение в Сахалинской области – 1,4 раза.

«Признание приоритетности социальных расходов не обязательно должно приводить к явным диспропорциям региональных бюджетов, – отметил в комментарии для «НИ» Игорь Николаев. – Однако в последние годы это стало фактом. Учитывая структурный характер нынешнего экономического кризиса, следует признать важность данной проблемы и принять меры к исправлению сложившихся диспропорций».

Андрей Нечаев, председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр экономики РФ, со своей стороны считает, что в структуре распределения доходов бюджета заложена настоящая мина под экономику страны. «Раньше они делились между федеральным бюджетом и бюджетами иных уровней в соотношении 50 на 50, сейчас Центру достается 65%, регионам – 25%, муниципалитетам – 10%. В результате местное самоуправление финансово ликвидируется, инвестиции значительно сокращаются, а бюджеты регионов превращаются в кассы по раздаче бюджетникам денег, которых все равно не хватает», – заметил г-н Нечаев в беседе с «НИ».

"