Posted 10 ноября 2015,, 21:00

Published 10 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Без руля и ветрил

Без руля и ветрил

10 ноября 2015, 21:00
10 ноября 2014 года Банк России упразднил действовавший на тот момент механизм валютного коридора и отказался от проведения регулярных интервенций, оставив за собой право проводить их в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности страны. Тем самым рубль был отправлен в свободное плавание. Итоги годичного «д

Напомним, что свободное плавание валюты понимается на рынке как система плавающих курсов, при которой власти не пытаются воздействовать на рыночный спрос и предложение валюты.

О планах перехода к свободному курсообразованию руководство Центробанка заговорило еще в середине нулевых. Это было необходимо для проведения политики инфляционного таргетирования (управления инфляцией монетарными методами), но процесс затянулся, и точка в этом вопросе была поставлена только в ноябре 2014 года.

Изначально Центробанк РФ планировал отпустить рубль в свободное плавание к январю 2015-го, но напряженная ситуация на валютном рынке, проблемы в экономике из-за падения цен на нефть и геополитические факторы спутали карты регулятору. Эти факторы в совокупности вынудили ЦБ провести переход на два месяца раньше запланированного срока.

Тогдашние действия регулятора были неоднозначно восприняты как населением, так и экспертным сообществом.

На «свободе» курс национальной валюты резко обвалился, рекордная точка падения пришлась на декабрь 2014-го. Это вызвало нарекания в адрес ЦБ по срокам «демонтажа» коридора. Большинство экономистов тогда отмечали, что переход к плавающему курсу нужно было осуществить раньше, что позволило бы сэкономить часть валютных резервов. К сведению: за прошлый год международные резервы страны «похудели» более чем на 120 млрд. долларов.

Пожалуй, главным итогом изменения валютной политики ЦБ стало то, что курс рубля начал формироваться под воздействием рыночных факторов. При этом, с одной стороны, население почувствовало на себе все «прелести» дешевого рубля: импортные товары стали гораздо дороже и менее доступны. С другой – от обесценения рубля выиграли компании-экспортеры, приносящие основной доход бюджету, а, значит, удалось сохранить устойчивость бюджета страны.

Агентство Bloomberg, отмечая годовщину перехода России на плавающий курс, выделило пять основных результатов этого процесса. Четыре из них – негативные: беспрецедентный уровень инфляции, резкий рост числа бедных в России, сокращение реальных зарплат и доходов населения, отказ наших соотечественников от зарубежных поездок и импортных продуктов. Единственный же выигрышный пункт, по мнению агентства, относится к российским экспортерам, в основном нефтяникам, которые благодаря слабому рублю и действующей налоговой системе смогли нарастить выручку, что компенсировало их потери от падения мировых цен на энергоресурсы.

В то же время министр экономического развития Алексей Улюкаев не видит причин для новой девальвации рубля. «Сейчас мы видим, что ситуация с текущим счетом довольно устойчивая, по капитальному счету улучшается. Поэтому я думаю, что оснований для каких-то девальвационных ожиданий или потрясений у нас сегодня нет», – сообщил глава МЭР.

Улюкаев, со своей стороны, поддержал решение Центробанка годичной давности отправить российскую валюту в свободное плавание. «Я считаю, что это решение было абсолютно правильно и принято в непростых условиях, я высоко оцениваю действия руководства Банка России в этом направлении», – заявил министр.

Впрочем, изменение валютной политики ЦБ не обошлось и без негативных последствий. Председатель совета директоров МДМ-банка, бывший зампред ЦБ РФ Олег Вьюгин в беседе с «НИ» обратил внимание на то, что высокая волатильность рубля резко увеличила транзакционные издержки в отечественной экономике, поскольку внешняя торговля составляет чуть ли не половину российского ВВП.

«Получилось, что из-за сильной инфляции стоимость кредитов остается чрезмерно высокой, а обменный курс перестал играть роль «якоря». Если монетарные власти не решат проблему радикального снижения инфляции в ближайшие год-два и не обеспечат доступность кредитов сектору нефинансовых предприятий, то переход к новому режиму плавающего курса для экономики вряд ли будет продуктивным», – считает г-н Вьюгин.

"