Posted 10 ноября 2009,, 21:00

Published 10 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Обратный отсчет

Обратный отсчет

10 ноября 2009, 21:00
Полгода официальная безработица постепенно снижалась, но в последние дни вновь стала расти, свидетельствуют опубликованные вчера данные Минздравсоцразвития. За первую неделю ноября число зарегистрированных безработных выросло на 0,1% и составило 2 млн. 14 тыс. человек. Таким образом, начали сбываться многочисленные про

Правда, власти особо не переживают по этому поводу, уверяя, что резких скачков безработицы уже не будет, и в целом ситуация находится под контролем. Независимые эксперты согласны: обвала занятости, как в конце прошлого года, мы уже не увидим, но ситуация продолжает ухудшаться. Просто теперь это происходит медленно, а потому не так заметно.

То, что число незанятых россиян будет расти, ожидалось с начала осени, но прогноз все никак не оправдывался. Напомним, официально зарегистрированных безработных до начала кризиса было 1,247 млн. человек. Пик сокращений пришелся на апрель 2009 года, когда на биржах труда было зарегистрировано 2,268 млн. граждан. Потом официальная безработица начала плавно снижаться, так продолжалось все лето и начало осени. Это объясняли сезонными факторами и предсказывали, что осенью начнется обратный процесс. К этому готовились. Например, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова сообщила, что ее ведомство разрабатывает дополнительный пакет мер по борьбе с безработицей на следующий год. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций дал прогноз, согласно которому уровень безработицы на конец 2009 года может составить 2,3–2,35 млн. человек. Это означает рост к нынешнему уровню сразу на 300 тыс.

При этом надо понимать, что официальная безработица – это лишь верхушка айсберга. Большинство незанятых предпочитают искать работу не через государственную биржу труда. Результаты опроса, проведенного авторитетным рекрутинговым порталом, показывают, что 70% желающих трудоустроиться не верят, что им сможет помочь служба занятости. Такое отношение подчас вызвано неудачным личным опытом, позитивен он лишь у 6% опрошенных. Большинство, потеряв работу, не идут на биржу труда и не попадают в поле зрения властей. Поэтому показатели общей, реальной безработицы и ее прирост всегда выше.

Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков согласен с прогнозом властей. «2,3 млн. зарегистрированных безработных – это вполне адекватная оценка. Я ожидаю, что и общая безработица тоже слегка повысится», – сообщил он «НИ». При этом эксперт уверен: прирастать число незанятых будет ото всех сфер понемногу, но массовых увольнений в каких-то отдельных секторах не будет. «Сейчас нет таких отраслей, которые подлежат структурированию. Например, строительство сильно пострадало, но они уже серьезно сократили персонал, который у них трудился. В промышленности из одних секторов работники будут потихоньку выбывать, зато в других может идти набор. Правда, крупного набора тоже нигде не ожидается».

Директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон считает, что у чиновников есть стимул давать более высокие цифры, поскольку от этого могут зависеть объемы будущего финансирования. «Служба занятости заинтересована в таком прогнозе, под который ей легче получить деньги, достаточные, чтобы выплачивать пособия. Если скажут, что безработица будет всего 1 млн., им и финансирование могут срезать», – пояснил он «НИ». Тем не менее эксперт уверен, что сезонные факторы действительно должны сказать свое слово. «Значительные сектора нашей экономики – сезонны. Это сельское хозяйство, строительство, часть торговли. Летом они оживают, а зимой замирают».

Официальная безработица выросла не сильно, на 2 тыс. человек, но реально число тех, кто оказался на улице, в несколько раз больше. По данным Минздравсоцразвития, за последнюю неделю общее число уволенных с октября прошлого года выросло на 8 тыс. человек, до 759,47 тыс. Ряды трудоустроенных тоже пополнились, но меньше – на 2 тыс. и составили 207,93 тыс. человек. Независимые эксперты считают, что увольнений куда больше. Так, даже вполне лояльная властям Федерация независимых профсоюзов России прогнозирует, что в ноябре работу потеряют более 110 тыс. человек. А глава ФНПР Михаил Шмаков заявил, что с середины октября этого года будет уволено около 300 тыс. человек, еще 300–400 тыс. человек уволят до конца 2010 года.

Власти обещают, что им удастся сдержать безработицу, даже несмотря на сезонные факторы. Замминистра здравоохранения Максим Топилин заявил: «Учитывая нестабильную экономическую ситуацию в стране, значительный рост сезонной безработицы в конце текущего года удается сдерживать за счет активной реализации региональных программ по поддержке рынка труда». Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий считает, что отсутствие масштабных увольнений не означает, что на рынке труда все хорошо. «Ситуация плохая и продолжает ухудшаться, но происходит это не резко, как прошлой осенью, а медленно и стабильно, – пояснил он «НИ». – Нам сейчас хуже, чем год назад, но ощущения шока нет. Нет драмы, а для правительства фактор драматизма важнее, чем объективная реальность, потому что, когда начинается драма, чиновники обязаны немедленно реагировать. За медленные ухудшения, как правило, не наказывают».

По мнению эксперта, новые потрясения возможны, когда количество негативных явлений перейдет в качество. «Вторая волна кризиса, на мой взгляд, неизбежна. Ее до сих пор не было, потому что в мировую экономику закачали 10 трлн. долларов. В российскую экономику тоже влито немало, – пояснил он. – Но проблема не разрешается, идет лишь борьба с симптомами. Принимаемые властями меры направлены на отсрочку всплеска безработицы. Логика такова: мы сейчас его оттянем, а потом, через 2–3 месяца начнется подъем мировой экономики, и рабочие места будут сами создаваться. Но положение дел будет ухудшаться, и на то, чтобы отсрочить проблему, придется тратить все больше ресурсов, которые однажды закончатся, и тогда весь негатив проявится.

Еще один потенциальный источник пополнения армии незанятых – «группа риска», в которую входят работники, находящиеся в простое или трудящиеся неполное рабочее время. За неделю их число выросло на 25 тыс. человек. Сейчас суммарная численность таких работников составляет 1 млн. 644,6 тыс. Но по закону работать в режиме неполной загрузки можно не более полугода. Когда срок выйдет, нужно решать: или увольнять работников, или дать им возможность полноценно трудиться. Второе сделать сложнее. Владимир Гимпельсон считает, что будущее тех, кто находится в «группе риска», зависит от того, в каких секторах или на каких предприятиях они заняты. «Если это «АвтоВАЗ», люди в этой группе так и останутся, а если предприятия, которые испытывают временные трудности, то для них плохие времена могут закончиться, – считает он. – Вечно находиться в административном отпуске нельзя, но рабочих могут попросить или уйти в отпуск по собственному желанию, или работать половину рабочего дня. Предприятиям не разрешают увольнять людей, но на них может быть оказано давление, чтобы они ушли по собственному желанию».

Между тем ряд экспертов отмечают улучшение ситуации на рынке труда. Президент крупного рекрутингового портала Алексей Захаров рассказал «НИ», что по крайней мере направление графиков резюме и вакансий приходят в норму. «Осенью 2007 года эти два графика шли параллельно, в 2008 году – разнонаправленно, количество вакансий уменьшалось, а число резюме резко росло. В этом году графики опять становятся однонаправленными, рост по количеству предложений соответствует росту обращений от соискателей. Другое дело, что разрыв между этими графиками все-таки еще достаточно большой», – сообщил эксперт. По его словам, сейчас число вакансий на портале составляет 70% от докризисного уровня, но весной их было гораздо меньше. «Было большое падение в конце прошлого года. В некоторых отраслях оно продолжалось до апреля–мая. Дальше падать было уже некуда, и рынок начал восстанавливаться. Он рос все лето, чего раньше не происходило, и продолжает расти сейчас».

По мнению г-на Захарова, в тех секторах экономики, где уже прошли масштабные увольнения, второй волны сокращений не будет. «У «белых воротничков» всех, кого могли, уже сократили. Было много сокращений в банках, особенно инвестиционных подразделениях, и инвесткомпаниях – где на 50%, а где и на 95%, – сообщил он. – Это было в ноябре прошлого года, когда никто не знал, выживет ли фондовый рынок. Он выжил, там опять пошли спекуляции и огромные прибыли. Поэтому сейчас опережающими темпами растут запросы на позиции аналитиков, трейдеров и брокеров». А вот у «синих воротничков», по мнению эксперта, дела будут складываться по-разному. «У каких-то заводов есть заказы, у других нет. В автопроме все сложно, в авиастроении гораздо лучше, в судостроении народ тоже работает. Будут сокращения в моногородах, потому что там уже давно все производство мертвое».

Впрочем, крупнейшие предприятия страны продолжали сокращать работников и в период летнего затишья. Например, в прошедшем сентябре, по данным Росстата, было принято на работу 2,9% списочной численности работников, а выбыло 3,2%. Владимир Гимпельсон видит в этом не только количественные, но и качественные показатели. «Идет деформализация занятости, занятость в целом падает медленно, но качество ее падает быстро. Кризис ускорил этот процесс. Предприятия заморозили наем, и люди уходят в те сферы, которые не попадают в поле зрения статистики. В каком-то смысле это перераспределение между секторами на рынке труда – промышленность падает, а торговля не особенно», – считает ученый. По словам эксперта, ничего хорошего в этой тенденции нет, поскольку занятость становится примитивной. «Некорпоративная занятость малопроизводительна, она не требует новых технологий, образования. Мы говорим, что у нас образованная и квалифицированная рабочая сила, а работать-то людям сейчас приходится там, где эти качества не требуются», – поясняет он.

"