Posted 10 ноября 2008,, 21:00

Published 10 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Время собирать «камни»?

Время собирать «камни»?

10 ноября 2008, 21:00
Вчера из Америки пришло сообщение о снижении цен на бриллианты на мировом рынке впервые за последние пять лет. Финансовый кризис заметно снижает спрос на все товары класса «люкс», в том числе и на «лучших друзей девушек». Поэтому в будущем году падение стоимости камней продолжится, прогнозируют американские эксперты. О
Сюжет
Деньги

Причиной пессимистичных прогнозов зарубежных аналитиков, ожидающих падения цен на драгоценные камни в следующем году, стал рост безработицы в США, которые обеспечивают около половины мирового спроса на бриллианты. Сейчас безработица в Штатах находится на самом высоком уровне за последние 14 лет и составляет 6,5%. В октябре число рабочих мест сократилось на 240 тыс., и это после уже отмеченного в сентябре снижения на 284 тыс.

Дело, конечно, не в том, что все американцы, потерявшие сейчас работу, до этого только и делали, что скупали драгоценности. Речь идет скорее об ухудшении потребительского климата в целом – вал проблем заставляет людей осмотрительнее относиться к очень дорогим покупкам. Поэтому эксперты убеждены, что спрос на товары класса «люкс» будет снижаться, и бриллианты, которые, несомненно, к этому классу относятся в первую очередь, не смогут избежать ценового обвала. Так, аналитики международного инвестиционного банка RBC Capital Markets прогнозируют снижение цен на бриллианты в 2009 году на 15%.

Ведущие мировые производители бриллиантов, в свою очередь, начали принимать собственные антикризисные меры. Компании приступили к сокращению отпуска алмазов, чтобы не обрушить цены на них. Рынок камней вообще переживает сейчас не самые лучшие времена: у индийских производителей, например, скопилось значительное количество драгоценных камней, которые не могут найти покупателя.

По мнению директора аналитического департамента финансовой корпорации Халиля Шехмаметова, снижение цен на бриллианты – это закономерный процесс. «Финансовый кризис подрывает благосостояние людей, и они вынуждены отказываться от «люксовых» покупок. Но причина не только в этом», – поделился своим мнением с «НИ» экономист. По его словам, волна повышенного спекулятивного спроса на бриллианты еще в самом начале кризиса разогрела рынок. Но рынок этот весьма своеобразный, ведь бриллианты – не совсем биржевой товар. «Разумеется, сейчас есть объективные причины снижения стоимости бриллиантов. Но я считаю, что в силу регулируемости и непрозрачности ценообразования на этом рынке сильного и продолжительного снижения цен ждать не стоит», – пояснил эксперт.

В Ассоциации российских производителей бриллиантов «НИ» подтвердили, что состояние рынка камней сейчас тяжелое и во что оно в дальнейшем выльется, прогнозировать трудно. В то же время специалисты уверены: катастрофического падения цен на бриллианты не будет, поскольку их стоимость никогда резко не падала. Отечественные ювелиры также не сомневаются в том, что спрос на «лучших друзей девушек» даже в сегодняшнее непростое время сохранится. Их вдохновляет то, что за последние 3–4 года «средний размер чека» вырос на 70–80% – с 250–300 долларов до 700–800. Но кризис есть кризис.

К тому же российский спрос с американским даже сравнить нельзя. Специалисты подсчитали: наша страна экспортирует 96–97% производимых камней, остальное уходит на внутренний рынок, и на нем ценовой уровень пока сохраняется прежним. Отечественные любители драгоценностей потребляют, по самым оптимистичным оценкам, от силы 10% мирового производства бриллиантов. Это около 100 млн. долларов в год по оптовым ценам. Такая сумма мировой погоды не делает, но и внутренние цены не сбивает. Слишком уж узок круг этих «любителей».

РОССИЯНЕ МЕНЬШЕ ТРАТЯТ НА ДОМАШНЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Этой осенью, когда страна почувствовала на себе последствия мирового финансового кризиса, исследовательский холдинг «Ромир» начал еженедельно отслеживать потребительское поведение россиян с помощью так называемых SCIF-индексов. SCIF (Shopper-Centric Information Flow) отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок. Базы для расчета – ежедневно обновляемые данные о покупках более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров 3 тыс. семей (8520 индивидуальных потребителей), проживающих в городах России с населением 500 тыс. жителей и более.
По данным исследователей, с 20 по 26 октября жители больших российских городов снизили расходы на повседневное домашнее потребление на 5,9% по отношению к предыдущей неделе, в течение которой эти расходы росли. Примечательно, что больше других стали экономить граждане, живущие в городах с численностью населения до 1 млн. человек (-10,5%), и москвичи (-11,7%). А вот жители «миллионников», до которых кризис, вероятно, еще не добрался, напротив, увеличили расходы почти на 11%.
Неделю спустя в целом по стране индексы продолжили снижение. На первый взгляд оно не было таким резким – всего 0,3%. При этом москвичи и обитатели других отечественных мегаполисов с 27 октября по 2 ноября увеличили потребление на 7,7 и 9,2% соответственно. Социологи объясняют это тем, что неделя выдалась предпраздничной, а один день и вовсе открывал череду длинных выходных. Многие действительно используют такие дни для семейного отоваривания, «выходов в свет» и прочего времяпровождения, связанного с дополнительными расходами. Однако жителям городов помельче было явно не до праздников и развлечений – там за неделю индексы повседневного домашнего потребления рухнули сразу почти на четверть, а точнее – на 23,6%.
Михаил КРЮЧКОВ

"