Posted 10 ноября 2008,, 21:00

Published 10 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Спасибо Китаю

Спасибо Китаю

10 ноября 2008, 21:00
Вчера российский фондовый рынок резко вырос. Впрочем, рост наблюдался и на европейских, и на азиатских биржах. И все благодаря объявлению о масштабном антикризисном плане в Китае. Впрочем, эксперты скептически относятся к таким программам, полагая, что их эффект не может быть долгосрочным.
Сюжет
Деньги

Индекс РТС вчера увеличился на 6, 83% – до 812,58 пункта. Одним махом он преодолел психологическую отметку в 800 пунктов. Причина оптимизма – Китай, который объявил о масштабной программе противодействия финансовому кризису. Поскольку КНР признана вторым по значимости экономическим мотором мира после США, участники рынка посчитали это очень хорошим знаком.

Что же Китай предложил такого, что оживило все рынки мира? Общий объем мер составляет 590 млрд. долларов, или почти 20% ВВП страны. Антикризисный пакет включает развитие инфраструктуры, поддержку жилищного строительства, медицинского обслуживания, образования, субсидии крестьянам, ускорение финансирования программы по восстановлению районов, пострадавших от землетрясения. Вдобавок увеличиваются пенсии для некоторых категорий граждан, а ежегодная налоговая нагрузка на экономику уменьшается примерно на 18 млрд. долларов.

«Объявленные правительством Китая меры усовершенствования инфраструктуры, развития сельскохозяйственного сектора и улучшения благосостояния населения близки к «Новому курсу» (экономические реформы президента США Рузвельта, которые позволили преодолеть Великую депрессию. – «НИ») с китайскими особенностями», – заявил глава подразделения китайских фондовых рынков JP Morgan Chase Цзин Ульрих.

Если приглядеться, то эти меры более-менее стандартны как по объемам, так и по сути. Например, американский план Полсона «стоит» 700 млрд. долларов и, в частности, поддерживает приобретателей жилья и снижает налоги. Уже осуществленная программа поддержки банков и финансовых рынков обошлась российскому правительству примерно в 209 млрд. долларов, что составило около 13% ВВП. Экономический эффект от снижения налогов нашим нефтяным компаниям оценивается в 5 млрд. «зеленых» в 2009 году и в 20 млрд. – в 2010-м.

Хотя антикризисные программы концентрируются в основном на финансовой сфере, новый отечественный план так же, как и китайский, больше внимания уделяет реальной экономике. Оба включают финансовую помощь сельскому хозяйству, поддержку жилищного сектора, а также увеличение социальных выплат (в РФ – пособий по безработице). Только Москва увеличивает ввозные пошлины на авто, чтобы защитить отечественных производителей, а Пекин, наоборот, предлагает льготы своим экспортерам.

Кстати, накануне министры финансов и главы центробанков 20 ведущих экономик мира на встрече в Бразилии договорились, что будут совместно бороться с финансовым штормом, но никаких конкретных заявлений не сделали. Кроме Китая, только Казахстан обнародовал антикризисный пакет на 15 млрд. долларов, причем премьер-министр Карим Масимов пообещал реализовать его до конца ноября. По расчетам западных экспертов, правительства мира в целом потратили на стабилизацию экономики уже 4 трлн. долларов.

Естественно, независимые эксперты смотрят на госпрограммы с большим недоверием. Например, нобелевский лауреат и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц считает, что новому президенту США Бараку Обаме понадобится 18 месяцев, чтобы вытянуть экономику из кризиса, даже если он при этом не совершит ни одной экономической ошибки. Российский антикризисный план тоже не бесспорен. «Мы полагаем, что обеспечение финансовой поддержки избранным отраслям вместо того чтобы поддерживать слабую в структурном отношении российскую экономику (для которой характерны недостаточная диверсификация экспорта, высокий уровень нерегулируемой иммиграции и сильное административное давление на малый бизнес), приведет к быстрому ухудшению финансовой позиции России», – утверждают авторитетные финансовые аналитики Наталия Орлова и Ольга Найденова. Новый правительственный план может помочь России поддержать высокий уровень роста в 2009 году, однако приведет к существенному ухудшению экономической ситуации в 2010–2011 годах, опасаются они.

«Правительство России явно все больше переходит к протекционизму. Однако его политика не отвечает на ключевой вопрос кризиса: кто будет покупать все произведенные товары?» – считает директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. «Власти надеются на то, чего не произошло в 2008 го-ду – на завершение кризиса, – отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. – Все ждут, что мировое хозяйство спонтанно пройдет через кризис и останется прежним». Однако, убежден он, нефть в обозримой перспективе уже не вернется на былые высоты, а, значит, российская нефтезависимая экономика нуждается в кардинальной перестройке. В ИГСО прогнозируют, что мировой кризис продлится до 2013 года.

"