Posted 10 ноября 2004,, 21:00

Published 10 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Мягкий дракон

10 ноября 2004, 21:00
Предприятия Ленинградской области, выплачивающие официальную зарплату ниже прожиточного минимума, теперь будут заноситься в «черные списки» и лишаться ряда льгот. В Москве это называют «драконовским давлением» и надеются на эффективность более «мягких» методов.

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков подписал постановление, по которому предприятия, где официальная зарплата сотрудников ниже прожиточного минимума (сейчас это около 2300 руб.), останутся без налоговых льгот. Кроме того, они будут лишены отсрочки налоговых платежей и кредитов. «Таким производствам будет прекращена государственная поддержка в любой форме, не будут предоставляться льготы и кредиты, эти фирмы просто занесут в «черный» список», – говорится в сообщении пресс-службы администрации области.

И это не единственные наказания. С «ослушниками» не будут заключать государственных контрактов. К тому же правительство области намеревается рекомендовать комитету по управлению государственным имуществом не продлевать с такими компаниями договоры аренды зданий и земли, а налоговикам и другим контрольным органам – обратить на них особое внимание. В довершение, дабы публично пристыдить теневиков, списки таковых планируется публиковать в СМИ.

Москва на это смотрит скептически. Председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике Ирина Рукина убеждена, что подобная инициатива в столице «работать не будет». «Москва – самый дорогой город, у столичных предприятий очень высокие издержки производства, эти издержки сказываются на цене товара, – заявила она «Новым Известиям». – Если последовать опыту Ленобласти, то все издержки будут перенесены на потребителя, и продукция станет неконкурентоспособной».

Судя по словам городского депутата, столица намерена стоять, пока есть силы, на стороне своих производителей. Г-жа Рукина признала, что платежи предприятий по налогу на прибыль сегодня основной источник доходов в городской бюджет. «Предприятия Москвы и так находятся в очень трудном состоянии из-за недружественных поглощений и скупки акций, – разъяснила она. – Как мы можем сейчас драконовским методом давить тех, кто приносит основные доходы в бюджет?! Предприятия в этом случае могут спокойно перерегистрироваться в других регионах, где условия лучше, а Москва останется ни с чем. Фактически это означает резать курицу, несущую золотые яйца!»

«Правительство Москвы работает в том направлении, чтобы поднять минимальный размер зарплат до уровня прожиточного минимума к середине следующего года и чтобы ни одна организация не имела права платить меньше», – заявил «НИ» пресс-секретарь городского Комплекса экономической политики и развития (КЭПР) Леонид Браткин.

Однако повышение «белых» доходов, по его словам, будет не резким, как в Ленинградской области, а постепенным. А сами методы – мягче. Чиновник рассказал «НИ», что трехсторонняя комиссия (правительство Москвы, Федерация столичных профсоюзов и Конфедерация промышленников и предпринимателей города) работает с предприятиями «исключительно на договорной основе». По сути до производителей пытаются донести, что рост зарплат означает рост потребительского спроса в магазинах. То есть от повышения зарплат выиграют и они сами. Поэтому, если ожидания КЭПРа сбудутся, то все москвичи будут получать не меньше 3,6 тыс. руб. уже через несколько месяцев.

Эксперты, однако, не очень-то верят в скорые перемены ни под Питером, ни в Москве. «То, что предлагает Ленинградская область, вряд ли заинтересует руководство предприятий, поскольку им это может быть экономически невыгодно, – заявил «НИ» заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. – Например, кредит предприятие получит один раз, а более высокую официальную зарплату придется платить регулярно. А публиковать в СМИ списки «черных» предприятий вообще неправомерно». По поводу московской «мягкой» политики специалист заметил: «Эффект дают только экономические стимулы, и отнюдь не административное давление или попытки убедить».

"