Posted 10 сентября 2012,, 20:00

Published 10 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Три года ждут

Три года ждут

10 сентября 2012, 20:00
«Введение утилизационного сбора – временная мера, но нужно будет еще многое сделать, чтобы ее отменить», – такое заявление сделал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Эксперты конкретизируют: утилизационный сбор будет существовать как минимум до тех пор, пока убыточный российский автопром, демонстрирующий рекордно
Сюжет
Деньги

Напомним, что в категорию «хлама», за который нужно платить утилизационный сбор, с легкой руки властей с 1 сентября попали все ввозимые в Россию новые и подержанные иномарки, кроме тех, что ввозятся из Белоруссии и Казахстана. Размер сбора для физических лиц составляет 2 тыс. руб., если машина новая, и 3 тыс. руб., если автомобиль старше 3 лет. Для юридических лиц сбор установлен на уровне от 17 до 700 тыс. руб. в зависимости от возраста и мощности двигателя машины. Дополнительные поборы объясняются необходимостью поддержки отечественного производителя в связи со снижением импортных пошлин (с 30 до 25%) на иномарки вследствие вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Масштаб последствий введенной меры обещает быть впечатляющим, ведь, по данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году в Россию было ввезено 984 тыс. легковушек и 99 тыс. грузовиков на сумму около 20 млрд. долларов. Первыми всполошились европейцы. В начале сентября Евросоюз в лице еврокомиссара по вопросам торговли Карела де Гухта призвал Россию пересмотреть принятый закон об утилизационном сборе на импортные автомобили. Данную меру назвали дискриминационной по отношению к европейским производителям и противоречащей правилам ВТО. Недовольны также российские грузовые компании, по которым нововведение ударит особенно болезненно. В Санкт-Петербурге перевозчики даже собрали «круглый стол», на котором заявили, что в сочетании с увеличением транспортного налога отсутствие моратория на утилизационный сбор и высокая ставка акциза на топливо неизбежно приведут к банкротству многих игроков рынка. Как заявил руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) Александр Дацюк, вступление России в ВТО и Таможенный союз не только не облегчило жизнь российским транспортникам, но и значительно усложнило ее. Теперь они вынуждены уплачивать четыре налога: транспортный, на топливо, утилизационный сбор и налог на пользование федеральными трассами. По словам г-на Дацюка, все это делает бизнес питерских перевозчиков малорентабельным. В результате компании, эксплуатирующие импортные грузовики, намерены повышать расценки на перевозки, что неизбежно приведет к росту цен на прилавках магазинов.

Не в восторге и наши партнеры по Таможенному союзу. Летом на встрече глав правительств стран Таможенного союза в Петербурге Беларусь и Казахстан заявили, что не будут вводить утилизационный сбор при ввозе на свою территорию подержанных импортных автомобилей.

На отечественные автомобили сбор не распространяется, поскольку именно поддержка тонущего российского автопрома и является основной целью повышения поборов. Между тем продажи «АвтоВАЗа» в первом полугодии упали на 8%, а убыток компании составил 469 млн. руб.

«Утилизационный сбор был введен как компенсация снижения пошлин после вступления России в ВТО, и основной задачей является не допустить наплыва дешевых иномарок, в том числе и бывших в эксплуатации, из Европы и Китая, – сказал «НИ» аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Это привело бы к сокращению рыночной доли отечественных производителей, в частности «АвтоВАЗа» и КАМАЗа. По оценке аналитика, вопреки заявлениям Шувалова сбор отменен в ближайшее время не будет, так как помимо отечественных автопроизводителей данная мера защищает и производства, организованные иностранными концернами, например GM, Ford и Mazda. Поэтому более или менее серьезно речь от отмене сбора может зайти лишь через 3–4 года, когда иностранные инвестиции окупятся, а наши производители смогут открыто конкурировать с иномарками. А до тех пор будет существовать сбор или найдутся другие формы протекционизма. Таким образом, ввозимые иномарки продолжат и дальше дорожать. А автовладельцам придется расплачиваться за неэффективность российской автомобильной промышленности.

"