Posted 10 августа 2015,, 21:00

Published 10 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:37

Updated 8 марта, 03:37

Обратная сторона эмбарго

Обратная сторона эмбарго

10 августа 2015, 21:00
В годовщину объявления Москвой ответных мер по продовольствию Еврокомиссия оценила эффект от российского эмбарго: с августа 2014-го по май 2015-го продуктовый экспорт из ЕС вырос на 5% – на 4,8 млрд. евро. «Через год после введения контрсанкций стало понятно, что агропромышленный сектор ЕС оказался на удивление устойчи

В обнародованном Брюсселем документе отмечается, что «основные успехи достигнуты благодаря увеличению продуктового экспорта в США, Китай, Швейцарию и на ряд азиатских рынков». По данным Еврокомиссии, поставки европейских продуктов в Южную Корею выросли на 30,8%, в Китай – на 30%, в Турцию – на 27,1%, в Гонконг – на 24,8%, в Египет – на 21,7% и в США – на 15,1%. В целом Евросоюз в минувшем году сохранил свои позиции крупнейшего в мире поставщика продовольствия. Эта статья заняла 7% в его общем экспорте, дав чистую прибыль в 18 млрд. евро.

Что касается России, то на нее в 2013 году – до начала «войны санкций» – приходилось 10% аграрно-продовольственного экспорта ЕС. С августа 2014-го по май 2015-го экспортные поставки из ЕС в нашу страну сократились с 8,6 млрд. евро до 5 млрд. – то есть на 42% в годовом измерении. Столь мощный спад оказался обусловлен не только российским эмбарго, но и ослаблением рубля на фоне удешевления нефти. Европейские продукты стали дороже для отечественного потребителя.

Между тем далеко не всем членам ЕС удалось избежать потерь от противостояния с Москвой. Например, фермеры Германии в полной мере ощутили на себе эффект от российских контрсанкций. «Экспорт немецких молочных продуктов в Россию обвалился с августа 2014 года со 125 млн. до 8 млн. евро, мяса и молочных продуктов – со 175 млн. до 5?млн. евро. А фруктов и овощей – с 7 млн. до 50 тыс. евро», – рассказал президент Немецкого союза крестьян (DBV) Йоахим Руквид в интервью газете Tagespiegel.

Оптимизм Еврокомиссии совершенно точно не разделяют в странах Прибалтики. По оценкам экспертов, некогда образцовая молочная отрасль находится здесь на грани коллапса. Так, санкционная война привела к тому, что в Эстонии закупочная цена на молоко упала на 30%. По данным местного департамента статистики, в первом квартале 2015 года экспорт эстонского молока рухнул на 17%, а в денежном выражении – и вовсе на 38%. Не лучше обстоят дела в Латвии и Литве, которые так и не нашли новых долгосрочных рынков взамен российского.

Убытки в масштабах всего Евросоюза, по данным профсоюза европейских фермеров и сельхозкооперативов Copa-Codeca, составили 5,5 млрд. евро. В 2013 году большая часть экспортной выручки – 3,7 млрд. евро – приходилась на фрукты, сыр, свинину и овощи. Все эти категории продуктов попали под запрет. Что касается отдельных производителей, то, например, достаточно сильно от эмбарго пострадал славящийся своим маслом финский кооператив Valio: выручка компании по итогам прошлого года упала на 120 млн. евро. Однако группа не сворачивает экспортный бизнес, развивая его прежде всего в США.

Хорошо сегодня идут дела у польской пищевой промышленности – 2015 год может стать рекордным для отрасли. За первые пять месяцев страна экспортировала продуктов питания на 9,3 млрд. евро в 73 страны. Местные производители яблок (в 2014-м выращено 3,2 млн. т), потерявшие от эмбарго сотни миллионов евро, вышли на новые рынки на Ближнем Востоке, в Азии и Африке. «Хотите противодействовать Путину – ешьте яблоки и пейте яблочный сидр», – обратился к согражданам еще в начале введения российского эмбарго Гжегож Новацки, редактор экономической газеты Puls Biznesu. Этот призыв был подхвачен: сотни людей публиковали в соцсетях свои фотографии, на которых они грызли яблоки, запивая их сидром.

В нынешнем году закупать польские яблоки стали больше всего в Белоруссии и Сербии. Любопытно, что в Россию Сербия поставляет преимущественно недорогой сорт яблок «Айдаред» – именно его в основном и выращивают в Польше.

Между тем, по мнению председателя совета директоров компании «Арбат капитал менеджмент» Алексея Голубовича, рост продовольственных поставок из ЕС связан не столько с российским эмбарго, сколько с низким курсом евро. «Падающий евро, – говорит «НИ» эксперт, – стимулирует европейский экспорт, и им просто повезло, что все это происходит одновременно. Китай и Египет как крупнейшие импортеры продовольствия, естественно, закупают товары в Европе, поскольку им это дешевле, чем везти их из США, Канады или Австралии».

"