Posted 10 августа 2006,, 20:00

Published 10 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:10

Updated 8 марта, 09:10

Магазин на экране

Магазин на экране

10 августа 2006, 20:00
Рекордную сумму – два миллиарда долларов – собираются потратить в этом году россияне на покупки, сделанные в интернет-магазинах. Этим еще нигде не публиковавшимся прогнозом поделились с «Новыми Известиями» эксперты Национальной ассоциации участников электронной торговли. Впрочем, и без их прикидок можно смело констатир

Первые интернет-магазины появились в России в 1998 году. Торговали они в основном книгами, музыкальными дисками и мелкой бытовой техникой. Компьютеры в то время еще не стали предметом первой необходимости для каждой семьи, да и выбор товаров в виртуальных «шопах» был существенно ограничен. Поэтому на первых порах они не пользовались особой популярностью. Поэтому летом 2000 года, когда торговые сайты из-за нерентабельности начали в массовом порядке закрываться, скептики поспешили провозгласить, что в нашей стране интернет-торговле не бывать. Однако после кризиса количество торговых web-точек только увеличилось, да и ассортимент товаров значительно расширился. Сегодня, не отрываясь от компьютера, можно купить все – от буханки хлеба до дрессированного шимпанзе.

Покупка – дело техники

Самым ходовым товаром в Сети по-прежнему остаются книги, пользующиеся стабильно высоким спросом и, соответственно, приносящие львиную долю прибыли владельцам онлайн-магазинов. Видимо, поэтому такие крупные книжные сайты, как Ozon.ru и Biblion.ru относительно благополучно пережили кризис интернет-торговли и продолжают процветать сегодня. На втором месте по популярности – виртуальные магазины, торгующие всевозможной техникой. Приобретать ее через Интернет, во-первых, дешевле (сетевые магазины экономят на таких издержках, как арендная плата и зарплата продавцов-консультантов и охранников), а во-вторых, удобнее. Разница в цене между товаром, стоящим на полке в красивом специализированном магазине, и тем, который вывешен на интернет-страничке с фотографией и подробным описанием, может составлять 25–30%. Если, конечно, вы ищете новый утюг, возможно, разница будет не столь существенной (хотя и утюг утюгу рознь). Если же речь идет о покупке, например, встраиваемой техники – духовки, посудомоечной или стиральной машины, – которая по определению всегда дороже обычной, то перепад цен в пользу интернет-прилавка вас приятно удивит. Вы можете сэкономить 200–300 у.е.

Удобство же здесь во всем. Взять хоть ассортимент. Глаза разбегаются – за один день можно просмотреть огромное количество моделей выбранного агрегата (скажем, электрического духового шкафа или холодильника) практически всех производителей, представленных на рынке, сравнить их по характеристикам, функциям, внешнему виду и, разумеется, по цене и выбрать именно то, что нужно. На все это в реальной жизни ушли бы не одни выходные. У интернет-магазинов бытовой техники есть и другие неоспоримые преимущества. Доставку товара всегда берет на себя виртуальный продавец, причем совершенно бесплатно и, как правило, в удобное для вас время. Возможность обмена или сдачи товара сохраняется, платите за приобретаемую вещь вы не заранее, а по факту: привезли товар – получите деньги.

Не удивительно, что при таком раскладе самые занятые граждане (они же и самые платежеспособные покупатели) быстро сменили ориентацию с огромных мегамолов на виртуальные прилавки. Дабы не потерять свои позиции на рынке бытовой техники, крупные сетевые компании («Техносила», «М. Видео» и другие) уже обзавелись собственными интернет-магазинами, в которых представлен их практически полный ассортимент.

Паук из «паутины»

В последнее время через Интернет все чаще заказываются продукты и лекарства. Две эти жизненно важные категории товаров сегодня стабильно занимают третье место по числу совершаемых покупок во Всемирной паутине. На первый взгляд это может показаться странным, если учесть, что стоимость лекарств и провианта в Сети несколько выше, чем в обычных магазинах. Вся виртуальная торговля живет под лозунгом: «У нас цены ниже!» Но только не интернетовские гастрономы и аптеки. Однако и на это есть свое объяснение. Что касается продуктов, то, заказывая их подобным образом, многие избавляют себя от утомительного стояния в очередях с тележками и последующей транспортировки тяжелых сумок домой, а это, согласитесь, дорогого стоит. К тому же заказы на korzinka.ru, vigodno.ru или на любом другом продуктовом сайте принимаются круглосуточно, да и ассортимент не разочарует. С лекарствами еще проще: не нужно тратить время на поиск необходимого медикамента, виртуальные аптеки (например, «Электронная аптека» (e-apteka.ru) или «Аптека-Online» (aptekaonline.ru), которых за последнее время развелось великое множество, не потребуют рецепта или направления врача, что очень ценно для наших граждан, живущих по принципу «сам себе доктор». Самолечение у наших людей в крови, и владельцы интернет-аптек этим успешно пользуются.

С недавнего времени в Интернете появилась возможность заказать даже домашнее животное. Причем выбор не ограничивается банальными собаками-кошками. Так, сайт ptichka.ru в числе прочей живности предлагает экзотику – таракана-архимандрита и паука-птицееда. Здесь же можно найти исчерпывающую информацию по уходу за приобретенным питомцем.

Из других хитов интернет-продаж стоит отметить одежду, обувь, билеты на балет или поезд, косметику, цветы и, разумеется, музыкальные CD. Но всем этим уже никого не удивишь.

Рекламная пауза

Впрочем, популярность того или иного виртуального магазина зависит даже не от широты представленного ассортимента, а от грамотной рекламной политики. По словам менеджера по рекламе и продвижению сайтов сервиса SiteBistro.ru Александра Литвинова, разработка любого ресурса стоит гораздо дешевле его раскрутки. «На данный момент качественный сайт стоит от 2 тыс. долларов, а за 6 тыс. можно заказать полноценный интернет-проект, – рассказывает он. – Однако на такие траты идут только крупные фирмы».

Но это еще не все: для того, чтобы онлайн-магазин заработал в полную силу, потребуется в среднем 1,5–2 тыс. долларов в месяц на его продвижение (профессионалы называют это оптимизацией). Как раз это обстоятельство и не учли первые интернет-капиталисты, на чем и погорели. Нынешние владельцы серьезных виртуальных магазинов стараются не повторять ошибок своих предшественников и действуют под лозунгом: «Реклама – двигатель торговли вообще и интернет-торговли в частности».

Сетевые гиганты Сети

Последняя тенденция современной www-коммерции – переход от количества к качеству. Как отмечают эксперты рынка, виртуальные воротилы наконец-то пришли к пониманию, что прибыльнее иметь один магазин с максимально широким ассортиментом, а не множество узкоспециализированных виртуальных лавочек. Торговые сайты средней руки сегодня стремятся объединиться со своими собратьями по виртуальному пространству в большие порталы. Это очень удачное бизнес-решение: во-первых, в результате объединения в распоряжении магазина-гиганта оказывается внушительный капитал, а во-вторых, появляется возможность сократить количество поставщиков, а значит, существенно упростить свою работу. Ну, и, в-третьих, реклама одного магазина обойдется дешевле раскрутки нескольких торговых точек.

Всю прелесть, а главное, доходность виртуального бизнеса уже разглядели и владельцы крупнейших торговых сетей. Самые разные супермаркеты и торговые сети – от демократичных «Мира» и «Эльдорадо», торгующих бытовой техникой на любой вкус и кошелек, до элитарной «Дикой Орхидеи», предлагающей дорогое женское белье, – поспешили создать филиалы своих магазинов во Всемирной паутине. Теперь почти каждый уважающий себя продуктовый или «технический» супермаркет продает свои товары не только «живьем», но и в виртуальном пространстве. Разумеется, основной объем продаж в этом случае осуществляется через розничную сеть. Но в выходе в oн-лайн, помимо увеличения товарооборота и прибыли, есть и косвенная выгода: интернет-ресурс обеспечивает традиционные магазины сети дополнительной рекламой в среде продвинутых компьютерных пользователей, поголовье которых увеличивается день ото дня.

Клиента пошлют по адресу

Несмотря на все очевидные плюсы, многие потребители продолжают считать интернет-магазины чем-то совершенно не внушающим доверия, и что делать таким образом покупки все равно, что соглашаться на кота в мешке: ведь приобретение можно будет увидеть и пощупать, только когда его доставят на дом. А как быть, если привезенный товар не оправдает ваши ожидания или окажется с браком? Или вообще вам доставили не то, что вы заказывали, и теперь требуют неустойку? Чтобы не попасть в подобную неприятную ситуацию, эксперты советуют иметь дело только с проверенными, хорошо зарекомендовавшими себя на интернет-рынке магазинами.

Их легко отличить по самому web-ресурсу – его дизайну, информативности, обилию необходимых материалов о товарах и производителях. Такие торговые сайты дорожат своей репутацией и предпочитают работать по принципу: «Клиент всегда прав». Как правило, именно эти сайты занимают верхние строчки во всех поисковых системах, так как их владельцы, как уже говорилось, не жалеют денег на продвижение и рекламу. Адреса серьезных, давно работающих виртуальных магазинов можно найти на сайтах российских представительств крупных производителей. Они теперь в числе партнеров и дистрибьюторов указывают не только розничные сети, но интернет-магазины – чтобы окончательно развеять сомнения скептически настроенных покупателей и повысить доверие потребителей.

Портрет интернет-покупателя

Изучая рынок интернет-торговли, социологи попытались составить портрет среднестатистического клиента виртуального магазина. В ходе опроса, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, выяснилось, что виртуальными покупателями чаще всего становятся постоянные пользователи Сети, ежедневно выходящие в Интернет, – 94%. Среди них преобладают мужчины, имеющие высшее образование (69%). Как показало исследование, половина покупателей имеет доход свыше 10 тыс. рублей в месяц на человека. Среди постоянных клиентов oнлайн-магазинов – высококвалифицированные специалисты (46%) и руководители (32%). С этими данными согласны в крупных компаниях, занимающихся розничной торговлей бытовой техникой и открывших собственные интернет-точки. «Профессионалы в своем деле, эти люди хорошо разбираются в представленном ассортименте товаров, им не требуются никакие дополнительные консультации, поэтому для них совершать покупки в Сети крайне удобно», – считает PR-директор сети магазинов «Техносила» Надежда Сенюк. По мнению эксперта, с каждым годом число таких продвинутых клиентов будет только расти, а это значит, что увеличится и количество oнлайн-магазинов.



СПРАВКА

Российский рынок интернет-торговли в последнее время демонстрирует самый динамичный рост по сравнению со странами Западной Европы. По прогнозам экспертов Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), прирост рынка в этом году составит 50% и достигнет отметки в 1,5 млрд. долларов. Прогнозы клиентов oнлайн-магазинов еще оптимистичнее: по данным опроса, проведенного НАУЭТ среди постоянных покупателей виртуальных торговых точек, объемы покупок в Сети составят 2 млрд. долларов. На данный момент в Рунете зарегистрировано более 1,5 тыс. торговых онлайн-ресурсов, из которых лишь 25–30 «оборачивают» в год более 5 млн. долларов каждый.

"