Posted 10 июля 2011,, 20:00

Published 10 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:09

Updated 8 марта, 06:09

Проект для сурового климата

Проект для сурового климата

10 июля 2011, 20:00
В пятницу президент Дмитрий Медведев утвердил состав рабочей группы по созданию Международного финансового центра (МФЦ) в России. Между тем, как свидетельствуют данные экспертов, обстановка для ведения бизнеса в стране становится все хуже. 42% опрошенных считают, что деловой климат у нас не способствует формированию ку

Как пишет влиятельное издание The Wall Street Journal, российские бизнесмены обеспокоены политическими переменами и слишком медленным оздоровлением экономики. В связи с этим они все активнее присматриваются к активам в Европе. Подобные выводы опираются на результаты опроса, проведенного швейцарским банком UBS AG и Campden Media, которые показывают: наши бизнесмены стали пессимистичнее смотреть на новые возможности развития в собственной стране.

Если в 2009 году такие перспективы видели 84% предпринимателей, то к 2011-му доля оптимистов сократилась более чем вдвое – до 40%. Что интересно, 56% участников опроса намерены развивать бизнес в Европе, а остальные – в Северной Америке, Китае и Африке. 42% считают, что деловой климат в России не способствует формированию культуры инноваций и предпринимательства, а 32% не видят поддержки малого и среднего бизнеса со стороны правительства.

Кризис изменил отношение российских бизнесменов и к отечественным банкам: по сравнению с 2009 годом доля предпринимателей, работающих только с иностранными банками, увеличилась с 12 до 37%. Лишь 12% наших состоятельных деловых людей хранят сегодня значительную часть своих личных активов в рублях. В 2009 году эта доля была втрое больше. Опрашивали владельцев компаний с годовым товарооборотом не менее 100 млн. долларов и личными активами стоимостью не менее 50 млн. долларов. По мнению экспертов, новая волна оттока капитала совпала с установлением в стране атмосферы неопределенности накануне президентских выборов.

Опрошенные «НИ» бизнесмены подтверждают: политическая неопределенность – сейчас одна из главных проблем России. «Никто не знает, в какую сторону что повернется, – рассказала «НИ» предприниматель Наталья Чудакова. – Ведь одна из главных проблем нашей страны – это постоянно меняющиеся правила игры. Как может инвестор всерьез вкладывать средства в развитие, если никто не знает, что будет завтра? Какой еще закон будет принят? Какие еще ограничения введут? Ни в одной стране мира нет такого количества законов, принимаемых в течение одного года».

В целом, отмечает эксперт, правительство пытается делать какие-то шаги, чтобы улучшить предпринимательский климат, но ни один из этих шагов, увы, пока никуда не привел, поскольку главные факторы, мешающие развитию бизнеса в стране, не устраняются. «Например, ни коррупция, ни вызванные ею «бюрократические издержки» бизнеса, никуда не делись, – пояснила г-жа Чудакова. – У нас чиновники по-прежнему озабочены тем, как бы заработать. Не работать, а именно заработать. Это страшно».

Другая нерешенная проблема – налогообложение. Как рассказал «НИ» вице-президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков, бизнес озабочен не только величиной налогов, но и крайне нестабильной ситуацией в самой фискальной системе. «Наша организация постоянно замеряет деловую среду с помощью специального индекса, который в этом году продолжает снижаться. Это очевидный ответ на то, что один из основных рисков для бизнеса у нас в принципе непрогнозируем, – пояснил г-н Остраков. – Ведь перспективы снижения налогообложения фонда заработной платы через социальные взносы, хотя и объявлены, до сих пор остаются неясными. Это означает, что риски просчитать невозможно: как будет развиваться ситуация, можно понять только на практике. А ведь технология прихода инвестора в любой регион и в любую отрасль заключается в том, что он просчитывает свои риски».

Кроме того, по мнению г-на Остаркова, в России крайне усложнена система отчетности. Это тоже дополнительный риск для потенциального инвестора. «На Западе налоговая служба работает для того, чтобы скорее и лучше помочь предпринимателю, у нас же она исходит из презумпции его виновности, – отметил эксперт. – Также не решена проблема с валютным регулированием. Простой пример. Если я позвоню своему контрагенту на Западе и попрошу его перечислить мне деньги под мои контракты, я их не получу. У нас невозможно выслать электронные деньги, поскольку есть ряд правил, которые остальному миру просто непонятны. Например, нужно указывать код валютной операции с точки зрения российского законодательства. То есть западный инвестор должен заморачиваться спецификой нашего законодательства. Кому это нужно?»

Г-н Остарков привел еще один пример того, как тормозится международное сотрудничество: «Человек едет в командировку, допустим, представлять свои инновации на какой-нибудь выставке. Я не могу с российского счета оплатить его командировку. И такого бреда у нас так много, что по меньшей мере странно говорить сейчас о создании МФЦ». По словам эксперта, помимо проблем, требующих решений на уровне правительства или парламента, существуют «мелочи», которые ставят в тупик иностранцев, которые потенциально готовы у нас работать. «Даже в Москве очень сложно ориентироваться, – говорит Николай Остарков. – Западный инвестор должен сюда приезжать с гидом. До сих пор не переведены названия улиц на английский язык. Редчайший случай, чтобы иностранец сам управлял у нас автомобилем, – а на Западе любой из нас спокойно садится за руль».

"