Posted 10 мая 2004,, 20:00

Published 10 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Мимо кассы

Мимо кассы

10 мая 2004, 20:00
Счетная палата проводит в настоящее время масштабную проверку нефтяных компаний на предмет использования ими льгот во внутренних офшорах. Глава СП Сергей Степашин обещает доложить о ее результатах в ближайшее время. Между тем эксперты полагают, что ничего нового ни специалистам, ни широкой общественности узнать не удас

Торжественное обещание отвадить крупные нефтяные компании от внутренних офшоров глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин дал в канун майских праздников. «Эти офшоры использовали все крупные нефтяные компании – и «ЛУКойл», и ЮКОС, и «Сибнефть», – признал г-н Степашин, пригрозивший за месяц закончить проверку и «в ближайшее время» назвать факты и суммы, на основании которых можно будет судить о том, сколько денег государство недополучает в результате несовершенства налогового законодательства.

Громкое заявление главы СП, вероятно, кому-то испортило праздничное настроение, поскольку, впрямую упомянув лишь нефтяников, Сергей Степашин, скорее всего, имел в виду весь крупный российский бизнес. Нефтяная же отрасль просто более других созвучна главной экономической теме дня.

С подачи правительства Госдума и Совет Федерации уже молниеносно одобрили повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых с 347 до 400 рублей за тонну нефти и подняли экспортные пошлины. Кроме того, по просьбе Минфина законодатели убрали из Налогового кодекса все «лазейки», касающиеся внутренних офшоров. Все это должно помочь правительству «дополучить» с нефтянки 5 млрд. долларов, которые она «сэкономила» в прошлом году.

Между тем суммы, которые грозит назвать г-н Степашин, специалистам известны уже сравнительно давно. Потому что анализ работы нефтяных компаний, которым в эти дни занята СП, уже проделан, причем на весьма квалифицированном уровне. В конце прошлого года глава Минфина Алексей Кудрин и его первый заместитель Сергей Шаталов неоднократно озвучивали суммы, которые нефтяные олигархи недодали казне, используя внутренние офшоры в Мордовии, Калмыкии и на Чукотке. Речь, по словам высокопоставленных чиновников правительства, идет о 45 – 60 млрд. руб. Иными словами, цена вопроса по самому пессимистичному минфиновскому варианту едва превышает 2 млрд. долларов

Правда, есть еще один нюанс, а точнее – еще один источник госдохода. Несуществующее нынче Министерство по налогам и сборам предъявило в конце декабря прошлого года иск к компании ЮКОС на сумму 3,5 млрд. долларов. Таким образом, общая сумма претензий правительства к «нефтяным баронам» возрастает до тех же 5 млрд. долларов с хвостиком, которые новые законодательные акты уже вполне обеспечивают. На этом тема использования офшоров нефтяными компаниями, казалось бы, исчерпывается.

В этом случае возникает вопрос: зачем же нужны были публичные и весьма громкие заявления руководителя главного контрольного ведомства страны? Наталья Одинцова, глава аналитического отдела инвестиционной компании «Проспект», полагает, что Сергей Степашин сделал некое предостережение впредь воздерживаться от применения схем оптимизации налогообложения всему бизнесу, а не только нефтяникам. Во всяком случае незадолго до этого о возможности применить опробованные на нефтянке налоговые меры к некоторым отраслям промышленности публично говорилось на уровне руководства Торгово-промышленной палаты РФ.

Но пока существуют такие схемы, по словам эксперта, российские компании вряд ли откажутся от их использования. Совсем свежий пример – заявление председателя совета директоров ТНК-ВР Виктора Вексельберга о том, что Тюменская область согласна предоставить компании субвенцию на 100 млн. долларов. Тем не менее «крупные компании после таких заявлений главы СП в любом случае будут более осторожны», считает г-жа Одинцова.

Не исключен и другой вариант. В недрах «Единой России» созрели предложения внести поправки в федеральный закон о Счетной палате, призванные изменить порядок формирования этого органа. Об этом сообщили недавно представители партии, по мнению которых кандидат в руководители СП должен представляться президентом на утверждение обеих палат Федерального собрания, а не наоборот – законодателями на утверждение главы государства, как это происходит сейчас.

В обоснование подобных изменений приводится необходимость оградить СП от влияния олигархов, чьи интересы широко представлены в нынешнем Совете Федерации. Их неустанная лоббистская деятельность была неотъемлемой частью деятельности Госдумы прошлого состава. Не утихает она и сейчас. Так что грозные обещания г-на Степашина некоторые эксперты склонны объяснять всего лишь нежеланием главы СП утратить авангардную позицию в «крестовом походе» против олигархов.

"