Posted 10 апреля 2013,, 20:00

Published 10 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:09

Updated 8 марта, 05:09

Цель есть – способ найдут

Цель есть – способ найдут

10 апреля 2013, 20:00
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников может быть увеличен на 5%. Об этом заявил министр финансов России Антон Силуанов. Минфин ожидает, что доходы от повышения НДПИ составят около 50–60 млрд. руб. в год и частично покроют дефицит дорожных фондов. У экспертов есть сомнения, что выплаченные в виде нал
Сюжет
Бензин

Министерство финансов РФ предложило увеличить налоговую нагрузку российских нефтяных компаний, чтобы закрыть дефицит дорожных фондов в размере 108,7 млрд. руб. Возникновение дефицита власти объясняют введением дифференцированных акцизов на топливо для стимуляции модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. Так, акциз на бензин стандарта Евро-4 и Евро-5, который отличается меньшим уровнем выхлопа в атмосферу, сейчас ниже, чем тот, что взимается с класса Евро-3 и ниже. Впрочем, решение о повышении НДПИ еще неокончательное, подчеркнул г-н Силуанов. Сначала инициатива должна пройти обсуждение в правительстве. В случае одобрения кабинетом министров изменения вступят в силу не ранее 2014 года. В ведомстве ожидают, что доход от повышения НДПИ составит около 50–60 млрд. руб. в год. Также Антон Силуанов отметил, что его ведомство предлагает повышать и экспортную пошлину на мазут – с 66% до 75–80% с 2014 года.

Отметим, что НДПИ уже много лет является главным аргументом российских нефтяников, когда речь заходит о том, почему в стране такой дорогой бензин. Дело в том, что структура нефтяной отрасли в России характеризуется наличием вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые осуществляют деятельность во всех сегментах рынка: в добыче и переработке нефти, хранении, оптовой, мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Поэтому почти не возникает сомнений, что они воспользуются повышением налога для того, чтобы в очередной раз повысить стоимость автомобильного топлива. «Кажется, что повышение в 5% НДПИ не очень заметно, но если, например, взять условную цену 100 рублей, то сейчас, допустим, нефтяникам остается 23 рубля после всех транспортных вычетов и так далее, а после повышения НДПИ остается 21 рубль. Это уже заметно, – сказал в разговоре с «НИ» главный экономист «Энергетического центра» Сергей Ежов. – С другой стороны, брать, кроме как с нефтяников, не с кого – надо всю систему переделывать, но на это нужно время, а деньги нужны сейчас». Если же в результате повышения НДПИ и стоимости бензина спрос на последний упадет, нефтяники отправят продукцию на экспорт, добавляет генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Однако даже в самом Минфине пока окончательно не определились с тем, как именно нужно покрывать дефицит дорожного фонда. Уже после выступления Антона Силуанова его заместитель Сергей Шаталов отметил, что повышение НДПИ будет рассматриваться ведомством только как крайняя мера, а приоритетной мерой покрытия дефицита дорожных фондов останутся все же изменения в акцизах на бензин. «Для нас приоритетная мера – это акцизы. Если закрыть удастся по акцизам, то мы вообще ничего другого не будем обсуждать», – сказал чиновник. Замглавы Минфина пояснил, что можно поднять акцизы на бензин категории Евро-4 и Евро-5 до уровня Евро-3. А вот если это не поможет, тогда будет повышен НДПИ.

Впрочем, предложение ввести акцизы на бензин стандарта Евро-4 и Евро-5 вызывает еще больше вопросов. «Можно повысить налоги на сбыт, а можно повысить налоги на добычу. Есть же еще экспорт, – отмечает г-н Правосудов. – Если повысить налоги на добычу, то учитываются все продажи, в том числе за рубеж, а вот если ввести акцизы, то это коснется только продуктов для внутреннего рынка. Поэтому такие акцизы полностью перекладываются на покупателя». С ним согласен и г-н Ежов, который считает, что акциз будет менее чувствительным для нефтяников, а основную нагрузку понесут потребители. «Если говорить об НДПИ, то он по всем ударяет, а если говорить про акциз, то наказываются те, кто раньше времени перешел на производство более качественного топлива», – отмечает эксперт.

При этом сильными оппонентами Минфина выступают другие ведомства: Минэкономразвития и Минэнерго также против повышения НДПИ и акцизов. «Акциз на Евро-4 и Евро-5 все равно придется повышать, потому что при переходе на эти виды топлива поступления в бюджет действительно снижаются. Так что это все равно будет сделано, так или иначе. Но я думаю, что одним акцизом не удастся компенсировать дефицит фонда, потому что сумма сборов от него будет существенно меньше», – предупреждает Сергей Ежов.

Специалист аналитической компании «Кортес» Александр Шкурин напоминает, что в начале года прогноз роста цен на нефтепродукты составлял примерно 10%, максимум – 14% к концу года. Помимо повышения акцизов в прогноз закладывался также рост цен на транспортировку. Рост НДПИ, по словам эксперта, непременно спровоцирует удорожание нефти как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Это может привести к снижению доходов нефтяников от экспорта, и компенсировать эти потери они будут на внутреннем рынке.

«Если посмотреть на структуру конечной цены на бензин, то все налоги в сумме составляют иногда свыше 60%, – говорит Александр Шкурин. – Любое увеличение налогов приводит в конечном итоге к повышению цены. Конечный потребитель платит за все. Любые налоги, которые направлены на нефтепереработку, сказываются на потребителях. Мы увидели повышение цен в начале года, оно будет наблюдаться и в течение года. Конечно, вырастет стоимость бензина. Вообще необходимо посмотреть, из каких источников формируется дорожный фонд. Помимо акцизов там еще средства от неуплаты неустоек, штрафов, которые платит подрядчик, который строит дороги, если плохо исполняет свои обязанности. Они не думают о строительстве дорог, как улучшить дороги, а просто пополняют за счет других средств».

"