Рус
Eng
Больше не катит

Больше не катит

11 марта 2015, 00:00
Экономика
Дмитрий Докучаев, Сергей Путилов
Реализация новых легковых автомобилей в России в феврале снизились на 37,9% до 128,298 тыс. машин, сообщила ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). За январь-февраль падение составило 32,1% – до 243,826 тыс. автомобилей. Особенно чувствительное падение продаж переживает флагман отечественного автопрома – «АвтоВАЗ». Опро

По мнению председателя автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, сейчас автомобильный рынок в России входит в фазу резкого замедления, причем февраль – только начало этого процесса. «Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна», – прокомментировал он статистику.

При этом, по словам Шрайбера, «хорошие макроэкономические новости, такие как стабилизация рубля, дают надежду на улучшение ситуации в отдаленной перспективе, однако до того момента участникам рынка понадобится терпение и выдержка».

Наиболее показательной для отечественного рынка является статистика продаж крупнейшего российского производителя легковых автомобилей ОАО «АвтоВАЗ». В феврале 2015 года реализация продукции тольяттинского автогиганта сократилась на 23%, до 23,639 тыс. единиц, говорится в статистке АЕБ. За два месяца продажи компании упали на четверть – до 41,131 тыс. штук.

Как ни удивительно, из отдельных марок машин рост продаж на российском рынке показали только авто представительского класса. Так, Mercedes стали покупать на 18% чаще, чем в феврале 2014 года, а Lexus – на 11%. В то же время обвал продаж Volkswagen составил 49%, Ford – 78%, а Opel – 86%. Nissan и Renault и вовсе выпали из тройки самых популярных в России марок – их место заняли Hyundai и KIA.

Напомним, согласно данным АЕБ, российский авторынок по итогам 2014 года сократился на 10,3%, до 2,49 млн. легковых автомобилей. В этом году ассоциация ожидает снижения продаж еще на 24% – до 1,89 млн. машин. И процесс этот идет, судя по последним статданным, полным ходом. Как сообщили «НИ» эксперты рынка, автоконцерны сейчас переписывают ценники, пытаясь бороться с падением спроса. О распродажах объявили Renault (Duster подешевел на 3%) и Daewoo (снижены цены на модели Matiz и Gentra). Компания Opel до конца марта продает по льготной стоимости автомобили 2014 года выпуска. Скидки действуют на китайские Great Wall. Многие автопроизводители участвуют в программах утилизации и trade-in (обмен старой машины на новую с доплатой).

Именно на продолжение программы утилизации старых автомобилей и возлагают главную надежду представители автопрома и независимые эксперты. Не случайно правительство приняло решение продлить эту программу уже в апреле, а расходы на нее, по заверениям вице-премьера Аркадия Дворковича, скорее всего, увеличатся еще на 10 млрд. рублей вдобавок к ранее названным 10 миллиардам.

«Возможный положительный эффект от продления программы утилизации можно будет оценить к апрелю, однако объективный факт экономии средств участников программы позволяет отмечать ее важность», – сказал «НИ» Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Grand Capital. Впрочем, по мнению нашего собеседника, все проблемы автопрома одной указанной мерой решить не удастся, поэтому стоит ожидать возобновления льготного автокредитования после очередного снижения ключевой ставки Банка России.

Вместе с тем возможности программы утилизации ограничены спросом, который продолжает падать. «Безусловно, программа утилизации взбодрила российский авторынок в 2014 году, и решение о ее продлении было поддержано всеми участниками рынка», – сказал в комментарии для «НИ» Роман Приходько, генеральный директор подразделения «АвтоСпецЦентр». Эксперт надеется, что стабилизация курса валют подтолкнет потенциальных автовладельцев к совершению покупок. «Люди будут готовы платить за автомобили пусть больше, чем ранее, но имея уверенность в завтрашнем дне. И поддержка со стороны государства сыграет здесь немаловажную роль», – полагает эксперт.

«Девальвация рубля отрицательно повлияла на покупательскую способность россиян, включая покупку автомобилей отечественного автопрома. Личный автомобиль вновь рискует стать предметом роскоши, как это было в советские годы, что для среднестатистического гражданина с ежемесячным доходом в 30 тысяч рублей отнюдь не новость», – сказал «НИ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter