Posted 10 марта 2005,, 21:00

Published 10 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

На встречу к боссу

На встречу к боссу

10 марта 2005, 21:00
Отправляясь на первое свидание, мы тщательно одеваемся и причесываемся, заботясь о внешнем виде. На первой встрече с потенциальным работодателем, чтобы он поверил в наш профессионализм, нужно показать себя еще и изнутри. Как к этой встрече готовиться и как себя вести на ней?

Время, как известно, самый ценный ресурс. Устраиваясь на работу, мы фактически продаем «рабочую» часть этого ресурса, отрываем ее от себя, любимых. Сорок, а то и больше часов из 168, содержащихся в неделе, не так уж и мало. Так что есть смысл поторговаться.



Вся жизнь на двух страницах

Трудоустройство начинается с составления резюме. Социологи, шутя, называют его «главным анонимом XXI века», веселые кадровики – «первоисточником». Во многих западных университетах читают спецкурс о том, как правильно составлять резюме – настолько это сложная и ответственная работа. У нас такого почтения к этой важной бумажке пока нет. Видимо, поэтому менеджеры по персоналу нередко жалуются, что вместо резюме им присылают фактически выписки из трудовой книжки, по которым составить представление о кандидате на занятие вакансии невозможно в принципе.

Указать паспортные данные, контактный телефон и e-mail может каждый. А вот дальше начинаются сложности. Если солидная компания ищет хорошего работника на достойную должность и зарплату, на одно место претендуют чаще всего десятки людей. Это значит, что компьютер у работодателя пухнет от похожих друг на друга резюме. И главная задача соискателя – суметь заочно обратить внимание именно на себя. Простое перечисление должностей, которые вы когда-то занимали, тут не поможет.

Другая крайность – пространнейшие эпистолы, в которых скрупулезно рассказывается вся прожитая жизнь. Охотников до их чтения найти тоже сложно. Объем резюме не должен превышать двух страниц. На них должно уместиться все, что может убедить работодателя: вы не просто приличный человек и профессионал, а идеальный кандидат именно на вакантную должность. Поэтому, указывая сведения об образовании, если оно профильное, назовите тему дипломной работы или проекта. Рассказывая о предыдущих местах работы, не забудьте отметить конкретные обязанности, которые вами исполнялись, подчеркивая каждый раз их близость или созвучность тем, на которые вы сейчас претендуете. Очень часто нелишне бывает упомянуть о том, с какими организациями вы были связаны по роду своей работы партнерскими отношениями. Связи ценятся всегда.

Обязательно подчеркните положительные результаты вашей предыдущей деятельности. Например, если вы устраиваетесь преподавателем, то каких успехов добились ваши ученики (поступили в известный вуз на бесплатное отделение, получили высокооплачиваемую работу, прославились на профессиональном или общественном поприще и пр.). Программист может похвастать проектами, которые использует та или иная фирма. Разумеется, о том, что у вас не получалось, пока лучше умолчать. Словом, во всем и всегда делайте акценты лишь на навыках, имеющих отношение к желаемой должности. Фирму вряд ли впечатлят ваши успехи в рисовании, если вы устраиваетесь бухгалтером.

Тем не менее если у вас есть какое-то увлечение или хобби, его тоже бывает полезно указать. При прочих равных это может восприниматься как свидетельство широты интересов. Только врать при этом категорически не советуем – может оказаться, что работодатель увлекается тем же и легко поймает вас на лжи при собеседовании. А начинать с обмана, даже вполне невинного, – угробить дело. И еще. Тщательнейшим образом проверьте орфографию. Ошибки и опечатки могут свести на нет все шансы получения работы, даже если ваша профессия далека от словесности.

Большинство, до 90% получаемых компаниями резюме после беглого прочтения сразу же отправляются в корзину. Если никаких особых заслуг и достижений у вас нет, то можно пойти и на мелкие хитрости, чтобы хоть как-то выделиться из общего потока. Один мой знакомый, например, в своем резюме указывал зарплату, оканчивающуюся не нулями, как обычно, а на «99». А в графе «профессиональные навыки» писал: «Умею работать мышкой». Опытные кадровики оценивали эту оригинальность и на собеседование, как правило, приглашали.

Работники творческих профессий иногда составляют резюме в виде афиши, комикса, видеозаписи, чека или ресторанного меню. В их сферах это срабатывает, а вот, скажем, в банке или страховой компании могут не так понять.



Ждите ответа

Итак, резюме составлено и отправлено. Теперь нужно, набравшись терпения, с достоинством ждать. Если приглашение на собеседование не поступило вам на следующий день, это не значит, что нужно терроризировать адресат телефонными звонками, требуя ответа. Так легко можно обнулить даже вполне реальные шансы на получение работы. Если в течение нескольких дней ответа нет, позвоните и удостоверьтесь, что ваше резюме получено. В случае утвердительного ответа остается только ждать. Демонстрировать свое нетерпение никоим образом больше не стоит.

Теперь предположим лучший вариант: заочно вы понравились и получили приглашение на очное собеседование. Если вы сидите без работы, не кривляйтесь и соглашайтесь на тот день и час, который назначит работодатель. Если с предыдущей работы вы еще не ушли, так и скажите – тогда дату и время встречи можно согласовать на ближайшие три дня. Не больше – либо место уже уйдет, либо кадровик подумает, что вы морочите ему голову.

Перед тем как поехать на собеседование, постарайтесь собрать как можно больше информации о потенциальном работодателе. Попробуйте выяснить, почему образовалась эта вакансия, каковы средние зарплаты, обстановка в коллективе, велика ли текучесть кадров. Всегда можно найти людей, которые хоть что-то где-то слышали, а это для вас уже немало. Ваша информированность – демонстрация того, что вы не тычетесь куда попало. Если же вы не удосужились навести даже элементарные справки о том, чем занимается работодатель, значит, вы для него человек случайный, без которого можно легко обойтись.

Конечно, лучше всего выяснить, что собой представляет ваш интервьюер – какие вопросы любит задавать, каким качествам сотрудника придает самое большое значение, чем интересуется. Но об этом чаще всего можно только мечтать.



Главное – в мелочах

С растущей конкуренцией на рынке труда умение проходить собеседование становится своего рода искусством. В некоторых странах этому тоже учат на специальных курсах.

Об одежде и обуви много говорить не будем – об этом уже написано более чем достаточно. Повторим лишь, что главное – деловой стиль и опрятность. Сосредоточимся лучше на содержательных моментах.

В ходе интервью нужно помнить главное: разговор должен проходить в терминах выгоды работодателя, а не вашей собственной. Не надо упирать на то, как нужна вам эта работа («иначе мне придется влезать в долги, чтобы устроить сына в гимназию»), куда полезнее обсуждать цели работодателя и чем лично вы можете способствовать их достижению.

Надо быть готовым к неприятным вопросам. Интервьюера непременно заинтересует, почему вы уходили с прежних мест работы. Причины, вероятно, его не удивят – у большинства они одни и те же: низкая зарплата, конфликт с начальством. Рекрутеры выделяют три варианта реакции на такие ответы. Первый: возникают дополнительные вопросы, отвечая на которые приходится обнажить крайне невыгодные для вас подробности. Второй: складывается впечатление, что вы человек склочный, сам не знающий, чего хочет. Третий: в отношении зарплаты ваши желания не совпадают с вашими возможностями.

Чтобы по максимуму избежать таких ситуаций, лучше дома заготовить какой-нибудь ответ, который не бросает тени ни на вас, ни на ваших бывших работодателей. Например, «возникли семейные неурядицы», «менял работу, чтобы иметь дополнительное время для обучения», «объективно не было возможностей для дальнейшего профессионального роста» и т.п. Ничего страшного, если домашняя заготовка будет несколько общей – зато собеседник сможет убедиться в вашей корректности. Еще одна важная рекомендация: не завирайтесь – специалисты по найму персонала советуют быть по возможности искренним независимо от того, уместно это или нет.

Не вздумайте критиковать своих прежних работодателей. Моей подруге недавно пришлось вести собеседование с мужчиной лет тридцати. Речь шла о вакансии верстальщика-дизайнера. Он демонстрировал, что имеет массу полезных навыков, рассказывал, как принимал участие в разработке web-сайтов известных поп-звезд, причем за относительно небольшую плату. Правда, в ходе рассказа этим звездам так от него досталось, что работодатель сразу же принял решение: «талантливого дизайнера» не брать. А вдруг он потом будет говорить такие же гадости о тех, к кому сегодня устраивается на работу?

«Прогибаться» под интервьюера по любому поводу не следует. Например, если во время собеседования из вас пытаются выудить все, а о себе не хотят толком рассказывать ничего, корректно изобразите недоумение и даже недовольство. Вы вправе сделать это – вы в этом разговоре равноправный партнер, а не наемный служащий. Пока. Кстати, лучше основные вопросы (о рабочем графике, размере зарплаты, перечне обязанностей) задать именно на первом собеседовании.

Сразу же услышать «приговор» вам, скорее всего, не удастся. Исключение – глубокая ненависть, которую вы сумели вызвать в интервьюере. А поскольку такое случается редко, потенциальный работодатель берет, как правило, паузу в 5–7 дней, чтобы подумать и сравнить вашу кандидатуру с другими. Это нормально. Только постарайтесь договориться о точной дате, когда вы можете получить окончательный ответ. Если формулировка «ответим через две-три недели» вас не устраивает, так и скажите. Ведь у вас могут быть и другие предложения трудоустройства.



КАК ДОБИТЬСЯ ПРИЕМЛЕМОЙ ЗАРПЛАТЫ

Использовать в разговоре старые избитые клише типа «я легко нахожу общий язык с людьми», «я очень ответственный», «я быстро обучаюсь». Самый щекотливый момент – обсуждение будущей зарплаты. Собеседник наверняка спросит, на какое вознаграждение вы рассчитываете. Ответы типа «а сколько вы дадите?» или «чем больше, тем лучше» не в вашу пользу – вы начинаете торговаться, когда вам еще никто ничего не предложил. Поэтому лучше выяснить заранее уровень зарплат, которые предлагает потенциальный работодатель. Если не получается, возьмите за ориентир уровень, существующий в этом сегменте рынка труда. Оцените свои возможности и накиньте процентов 10–20. Полученную цифру и называйте. Собеседник почти наверняка станет «играть на понижение», что вполне понятно: от вас хотят получить максимум при минимуме затрат. Стоять на своем «до последнего» бессмысленно, поэтому скиньте те самые проценты. В итоге стороны, как правило, приходят к консенсусу. При этом очень важно оговорить возможности роста: и карьерного, и материального.


ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Если потенциальный работодатель назначил вам собеседование, ни в коем случае нельзя:

Опаздывать. Природные катаклизмы, дорожные пробки, болезнь любимых родственников вас не извиняют.

Курить перед интервью. Если уж было совсем невтерпеж, то перед личным контактом, как советует реклама, позаботьтесь о свежести дыхания.

Приходить навеселе, со следами поцелуев или демонстрировать свои татуировки. Работодателей от них уже тошнит.


ПЯТЕРКА САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

(по данным рекрутерских компаний)

Менеджеры по продажам
Экономисты
Бухгалтеры
Маркетологи
IT-специалисты

"