Posted 10 февраля 2013,, 20:00

Published 10 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:19

Updated 8 марта, 05:19

Капитальная ловушка

10 февраля 2013, 20:00
Экспертное управление президента РФ разработало новую программу деофшоризации российской экономики, получившую название «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса». Вместо уголовного преследования и принудительного раскрытия счетов в офшорах администрация президента теперь пытается обставить
Сюжет
Деньги

Как сообщила глава Экспертного управления президента России Ксения Юдаева, уход российского бизнеса за рубеж происходит сразу по многим направлениям: там регистрируется собственность и проводятся сделки, там берется заемный капитал, там наш бизнес предпочитает разрешать споры, все чаще обращаясь в арбитражные суды западных стран. Кроме того, именно зарубежные площадки, как правило, используются российскими компаниями для размещения акций. В 2011 году из 10 IPO (первичное размещение акций) наших компаний только одно прошло в России; в 2012 году было три крупных IPO – все за пределами нашей страны. С 2002 по 2012 год 40 российских компаний продали за рубежом акций на сумму 14 млрд. долларов. Россия, по выражению чиновницы, «позволила центру ценообразования на свои активы сместиться за рубеж». Ликвидность по российским компаниям все больше перетекает на зарубежные рынки (например, 18% оборота Лондонской биржи уже обеспечивается торгами по российским бумагам). А 12% дел в лондонском коммерческом арбитраже LCIA имеют отношение к России.

Выражения «деофшоризация», введенного в оборот еще в 2009 году Владимиром Путиным, занимавшим тогда пост премьер-министра, Ксения Юдаева, впрочем, предпочитает избегать. И это логично, учитывая, что новая концепция возврата бизнеса в Россию выглядит весьма либерально на фоне жесткой властной риторики, когда деятельность отечественных компаний в офшорах приравнивалась чуть ли не к «измене родине». Теперь ставка делается на комфортность ведения бизнеса. Комплекс мер, выработанных администрацией президента, обозначен довольно расплывчатым термином «повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса». Цели между тем заявлены весьма конкретные. Однако, по мнению экспертов, труднодостижимые.

Торговля ценными бумагами компаний из России на внутреннем рынке рассматривается как один из ориентиров концепции «добровольной деофшоризации». К 2015 году на отечественный фондовый рынок должно приходиться более 90% объема торгов ценными бумагами российских компаний, тогда как сейчас этот показатель равен 50%. Повышение спроса на бумаги отечественных компаний, прежде всего приватизируемых, планируется обеспечить за счет инвестирования в них ни много ни мало половины пенсионных накоплений (сейчас менее 1%) и 15% денег суверенных фондов. Благодаря этому общий объем дополнительных инвестиций может достичь 2,5 трлн. руб. По замыслу авторов концепции, в результате деньги из офшоров должны политься в российскую экономику рекой.

В Экспертном управлении президента РФ утверждают, что администрация президента сейчас не обсуждает каких-либо ограничительных мер. Напротив, «повышать привлекательность» планируется путем защиты права наследования, создания Центра международного арбитража (ЦМА) в рамках Таможенного союза. Предполагается, что последний будет конкурировать с лондонским LCIA благодаря привлечению авторитетных иностранных арбитров.

Эксперты, впрочем, сомневаются не только в сроках выполнения заявленной программы, которые намечены на 2015 год, но и в готовности властей принять реальные меры по повышению инвестиционной привлекательности страны, что служит залогом успешности осуществления всей затеи с выманиванием денег из офшоров. «Для успешной «деоофшоризации» в том виде, как ее сейчас понимают в администрации президента, требуется создание необходимой фондовой инфраструктуры, которая сейчас в России отсутствует, – сказал «НИ» аналитик Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Кроме того, следует серьезно снижать издержки по участию бизнеса в биржевых торгах, в частности путем уменьшения налогообложения, а этого пока тоже не наблюдается. Наконец, возврат денег из офшоров и вклад их в российскую экономику в ходе приватизации будет зависеть во многом от мировой конъюнктуры. Деньги подчиняются не приказам, а идут туда, где их вкладывать выгоднее». И наконец, нет никаких гарантий того, что, вернувшись в Россию, беглый капитал не подвергнется конфискации из-за своего «скомпрометированного» офшорами происхождения. Отношение к офшорам у российских властей, как показывает новая концепция, часто меняется, в том числе по популистским соображениям.

"