Posted 9 декабря 2015,, 21:00

Published 9 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:08

Updated 8 марта, 03:08

Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов

Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов

9 декабря 2015, 21:00
Наступивший кризис резко высветил темные углы во взаимоотношениях между производителем и потребителем: обострил старые проблемы в этой сфере и породил новые. О том, как в новых условиях покупателям и клиентам надо вырабатывать технологии выживания, как не дать себя обмануть, ограбить и отравить, «НИ» рассказал сопредсе

– Анатолий Григорьевич, по вашим данным, с того времени, как начался экономический кризис, насколько изменилось потребительское поведение россиян?

– Потребители во многом приспособились к ухудшающейся экономической ситуации. Выразилось это в первую очередь в изменении стратегии и тактики расходов. Раньше потребители тратили на текущую жизнь значительную часть своих доходов, но при этом у большинства оставались какие-то средства для накопления. Сейчас только меньшинство может копить, и поэтому накопление стало играть гораздо меньшую роль в нашей жизни. Богатых кризис затронул меньше всех – у них и раньше на питание уходил небольшой процент доходов. Хуже всего среднему классу и бедным, тем, у кого на питание уходит от 50% доходов. Посмотрите на полки сетевых магазинов – резко сузился ассортимент, в первую очередь за счет разносолов и деликатесов. Их заменили дешевые товары с соей, пальмовым маслом и тому подобным. Ситуацию лучше всего отражают слова «затянули пояса».

– А вообще существует ли какая-то модель поведения в кризис, которую вы бы им посоветовали?

– Могу дать простой совет нашим потребителям: не старайтесь покупать самые дешевые товары. Они обычно очень низкого качества. Старайтесь покупать в дешевых магазинах товары средней ценовой категории. Потребитель всегда старается добиться наилучшего соотношения цена-качество.

– По официальным данным, в России резко вырос за последний год объем контрафакта – на 50%. Насколько серьезна эта проблема в нынешних условиях и как с ней бороться?

– Когда несколько лет назад прозвучал лозунг «хватит кошмарить бизнес», бизнес получил полное право кошмарить нас –потребителей. На мой взгляд, ситуация с качеством товаров и продовольствия катастрофическая. Ладно контрафакт – это плохо, но это всего лишь незаконное использование чужого товарного знака. При этом товар может быть не хуже тех, которые производятся под этим знаменитым товарным знаком. Гораздо хуже контрафакта то, что на наших полках сейчас полно фальсификата! Фальсификат – это когда вместо одного товара нам подсовывают другой, а деньги берут, как за настоящий. К сожалению, мы с вами вряд ли сможем отличить, например, сыр с пальмовым маслом от настоящего сыра, который не должен содержать растительных жиров. Это должен контролировать Роспотребнадзор. Но он очень занят грузинским «Боржоми», украинскими конфетами, а теперь вот турецкими фруктами, поэтому ему не до нас. Читайте этикетки, принимайте решение, зная состав. Если сомневаетесь – положите товар обратно на полку. Так как фальсификат может быть чрезвычайно опасен! Главное – вспомните старую поговорку, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вы рискуете не просто не получить удовольствие, на которое рассчитывали, вы рискуете жизнью.

– Располагаете ли вы данными об активизации экономических мошенников, и в каких сферах они наиболее активны?

– К сожалению, мошенников всегда было много, и сейчас их, наверное, не меньше, чем в другие времена. Они очень быстро приспосабливаются к новшествам и используют новые формы. Масса жалоб на мошенничество в интернет-торговле. Здесь надо знать приемы финансовой гигиены. Рекомендации самые простые: покупайте только у проверенных интернет-магазинов и старайтесь нигде никогда не делать предоплаты. Оплачиваете только тогда, когда вы получаете товар. И, конечно, проверяйте, что вам привезли. Еще один совет – при покупках через Интернет обязательно требуйте координаты магазина, точное название с организационно-правовой формой, адрес, телефон.

– Одна из главных бед для населения – продовольственная инфляция. Есть ли какие-то потребительские приемы, как уменьшить затраты на еду?

– Только что посмотрел данные за 11 месяцев этого года в одной из газет: по ее подсчетам продовольственная инфляция в стране 30%. К сожалению, по многим товарам цены выросли еще сильнее. В этих условиях у потребителя только один выход – сделать рациональным свое питание. Это не значит отказаться от вкусного и полезного, это стараться избежать спонтанных покупок – именно они увеличивают вашу корзину вдвое и значительно удорожают вашу жизнь. Составьте меню на неделю, прикиньте расходы, составьте список, и в магазине покупайте все по этому списку.

– Социологические опросы противоречивы. Одни свидетельствуют, что население в основном уже приспособилось к тяготам и лишениям кризисной жизни, другие – что, наоборот, ощущают их все сильнее и сильнее. Каковы ваши данные на этот счет?

– Не вижу противоречия. Люди приспособились, но при этом ощущают кризис все сильнее и сильнее! Цены-то не останавливаются, а зарплата не растет! Россияне говорят, что страшно ходить в магазин. Раньше платили за покупки тысячу, теперь платят две, а покупают меньше. Именно рост цен больше всего беспокоит наших потребителей.

– Какие потребительские риски ожидают наших граждан в ближайшей перспективе, скажем, в 2016 году?

– К сожалению, никто не может предсказать, с кем Россия еще поссорится в следующем году и какие еще продукты исчезнут. Да, французский сыр заменил аргентинский, но он стоит в два-три раза дороже. Турецкие мандарины заменят мандарины откуда-нибудь издалека. Но они опять же будут дороже. Есть такая известная фраза: делай, что можешь, и будь, что будет. Потребитель может отказаться от всего лишнего, уменьшить потребление, сделать его более рациональным. Я оптимист, уверен, что мы можем преодолеть все трудности.

"