Posted 9 декабря 2014,, 21:00

Published 9 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Туда-сюда триллион

9 декабря 2014, 21:00
По словам главы Счетной палаты (СП) РФ Татьяны Голиковой, из-за ослабления рубля и низких цен на нефть российская казна в 2015 году может недосчитаться 331 млрд. рублей. До этого Минфин оценил потери бюджета в один триллион рублей, а Минэкономразвития «уложилось» в девяносто миллиардов. По мнению экспертов, наиболее ре
Сюжет
Бюджет

Как отметила г-жа Голикова, после опубликования Минэкономразвития обновленного макропрогноза появились «некие оценки» потерь доходов уже принятого федерального бюджета в 2015 году, причем позиции Минэкономразвития и Минфина оказались полярными. «Я не знаю, откуда Минфин взял эту цифру (1?триллион рублей – «НИ»), но наши предварительные оценки показывают, что при том прогнозе, который сделан Минэкономразвития, такие потери могут составить порядка 331 млрд. рублей», – заявила она, при этом добавив, что макроэкономический прогноз является не окончательным и оценки потерь также носят предварительный характер.

Напомним, что ранее замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев заявил о том, что потери бюджета из-за ухудшения макроэкономической ситуации в 2015 году составят 50–90 млрд. рублей. По его словам, такие оценки МЭР делает из расчета среднегодового курса 49 рублей за доллар и средней цены на нефть в 80 долларов за баррель.

В то же время министр финансов Антон Силуанов говорил, что Минфин оценивает потери бюджета в 2015 году от ухудшения внешней конъюнктуры и снижения экономического роста и импорта в 1 трлн. рублей. Согласно оценкам финансового ведомства, при сохранении низкой цены нефти прямые потери бюджета могут составить 500 млрд. рублей. Примерно в такую же сумму оценивается недостача средств, связанная со снижением темпов роста экономики и объемов импорта (казна получает внушительные суммы таможенных пошлин от импорта).

Напомним также, что еще в середине года министр финансов заявлял о потерях бюджета в 200 млрд. рублей из-за налогового маневра. «Налоговый маневр влияет на бюджет федеральный и консолидированный, региональные бюджеты, поскольку увеличение НДПИ приводит к сокращению прибыли. И если мы снижаем акцизы на бензин, соответственно, это минус дорожным фондам субъектов РФ», – пояснял тогда он.

Для компенсации потерь Минфин планирует привлечь средства Резервного фонда. По словам директора департамента долгосрочного стратегического планирования ведомства Максима Орешкина, главной защитой бюджета в следующем году является Резервный фонд, его использование уже предопределено, вопрос только в каком объеме. В свою очередь первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко не исключала, что аналогичные суммы могут потребоваться и в 2016–2017 годах. «С точки зрения бюджетной политики есть риски: мы ожидаем около 1,5 триллиона рублей за три года использовать, а это почти половина Резервного фонда», – сказала она.

По мнению замдиректора Центра развития ВШЭ Валерия Миронова, оценки Счетной палаты и Минфина наиболее соответствуют действительности. «Возможно разница в цифрах (500 и 331 млрд. рублей) возникла из-за того, что СП взяла за основу бюджетных расчетов 80 долларов за баррель, а Минфин – меньшую сумму. Это непринципиально. А вот откуда МЭР взял свои 90 млрд., совсем непонятно», – рассказал он «НИ». По его словам, дальнейшее падение цен на нефть может не только привести к распечатке Резервного фонда, но и уронить курс до 100 рублей за доллар. «Такие прогнозы уже делают финансовые аналитики, исходя из цены на нефть в 30–40 долларов за баррель. Впрочем, подобный вариант развития событий мы вряд ли увидим, так как для Саудовской Аравии цена нефти менее 60 долларов за баррель уже нерентабельна», – полагает эксперт.

Впрочем, как показали события последних месяцев, котировки нефти не всегда слушаются даже арабских шейхов. Поэтому, похоже, руководителям правительственных экономических ведомств еще не раз придется заново пересчитывать потери федерального бюджета.

"