Posted 9 декабря 2003,, 21:00

Published 9 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Сто дней в эфире

Сто дней в эфире

9 декабря 2003, 21:00
Сегодня деловой телеканал РБК отмечает свою первую круглую дату. Пора подвести итоги. Нашел ли канал своего зрителя? Насколько успешным оказался этот проект – первый российский информационный телеканал, специализирующийся на деловых новостях?

В первую очередь следует отдать должное телевизионщикам РБК: им удалось в кратчайшие сроки запустить самый технологичный российский телеканал. О планах по запуску амбициозного медиапроекта, ни в чем не уступающего западным аналогам, было объявлено полтора года назад. И уже в сентябре этого года российские зрители получили возможность быть в курсе важнейших экономических и финансовых новостей. Каждый день в эфире РБК 36 новостных выпусков, 23 раза выходит программа «Рынки», освещающая ход торгов на российских и зарубежных торговых площадках, количество прямых эфиров ежедневно доходит до 70. Таким плотным новостным вещанием не может похвастаться ни один отечественный телеканал. До сих пор у российского ТВ не было опыта круглосуточного информационного вещания. Тем весомее успех РБК. Телеканал ни разу не выбился из графика, с эфира не была снята ни одна передача. Одно из главных достижений телеканала РБК за первые месяцы работы – стабильность.

Многие наблюдатели отнеслись к проекту с определенным скептицизмом: не верили, что аудитория бизнес-канала будет измеряться миллионами. Сомневались, что РБК сможет всерьез заинтересовать рекламодателей. Однако к 1 декабря канал собрал $3,5 млн. поступлений от рекламы; таким образом, вполне вероятно, что на текущую окупаемость он выйдет через 2,5 года, а полностью окупится через 3,5 года. Что же касается роста аудитории, то вскоре после начала вещания выяснилось, что передачи телеканала РБК интересны не только профессионалам – бизнесменам, менеджерам, брокерам, экономистам. Деловое телевидение смотрят все, кого так или иначе интересует экономическая проблематика, кто хочет научиться грамотно распоряжаться своими средствами и получать объективную информацию из первых рук. Востребованность проекта во многом объясняется тем, что телеканал выполняет важную социальную миссию: он делает российскую экономику прозрачнее и понятнее.

До недавнего времени по передачам отечественного ТВ трудно было себе представить реальное положение дел в российском бизнесе и экономике. Федеральные каналы не предлагают сколько-нибудь полной информационной картины происходящего. Пара серьезных передач – не в счет. И это при том, что сегодня Россия – страна с бурно развивающейся экономикой, удвоение ВВП у нас объявлено чуть ли не главной национальной задачей, фондовый рынок до последнего времени был одним из самых быстрорастущих. Но ведь экономика не исчерпывается коррупционными скандалами, переделом собственности и сенсационными разоблачениями!

В первые месяцы аудитория РБК прирастала за счет абонентов спутникового и кабельного телевидения, а также региональных вещателей. Через кабельные и дециметровые каналы деловое ТВ уже смотрят в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Перми, Тюмени, Мурманске, Уфе, Сургуте. О популярности телеканала могут свидетельствовать и отзывы операторов кабельной и спутниковой связи. По их словам, включение РБК в основной пакет программ привело к повышенному и даже ажиотажному спросу на подключение к «НТВ+», «Космос-ТВ», «Комкор-ТВ» и «Диво-ТВ».

Почему смотреть РБК модно, престижно и, главное, – интересно? Почему его информации доверяют? У этого феномена есть несколько причин. Впервые в России сделано телевидение о бизнесе. Канал не находится под контролем государства или крупных финансово-промышленных групп, следовательно, в состоянии проводить независимую информационную политику. РБК установил партнерские отношения с CNN и CNBC – мировыми лидерами в сфере телевещания. Ежедневно в студии канала приходят первые лица российского бизнеса, видные экономисты, чиновники, определяющие курс национальной экономики. В экспертно-наблюдательный совет бизнес-ТВ вошли советник президента РФ Андрей Илларионов, первый заместитель Центробанка Татьяна Парамонова, президент Академии российского телевидения Владимир Познер, а сопредседателями совета стали научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин и председатель правления Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф.

Один из важнейших факторов успеха – инновационный характер деятельности группы компаний РБК, в которую входит одноименный телеканал. «РосБизнесКонсалтинг» в очередной раз демонстрирует умение и талант оказываться в нужное время в нужном месте. Осуществив первичное публичное размещение акций на российских биржах в апреле прошлого года, РБК смог привлечь более $13 млн. Львиная доля средств, вырученных за IPO, была вложена в создание бизнес-телевидения.

Можно сказать, что РБК – самый громкий телепроект уходящего года. Деловой канал был отмечен на VI Евразийском телефоруме в специальной номинации «Главное телевизионное событие 2003 года». В свое время ирландский епископ Джордж Беркли, один из самых ярких мыслителей восемнадцатого века, сформулировал не теряющий актуальности афоризм: esse est percipi, «существовать – значит быть воспринимаемым». Правда, сегодня считают немного по-другому: «То, чего нет на телевидении, того нет в жизни». Эта формулировка принадлежит Руперту Мэрдоку. Крупнейший медиамагнат знает, о чем говорит. Важнейшим из элементов медиапространства является телевидение. Бытие определяет сознание не в меньшей степени, чем то, как это самое бытие показывают по телевизору.

"