Posted 9 ноября 2008,, 21:00

Published 9 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Второй, но не последний

Второй, но не последний

9 ноября 2008, 21:00
Второй, но не последний
Сюжет
Деньги

В минувшую пятницу правительство обнародовало «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». Появление его вполне своевременно. Ведь выполнение основных пунктов первого плана по устранению последствий мирового финансового кризиса закончилось в начале ноября. Он обошелся российскому государству приблизительно в 5,6 трлн. руб., однако положительного эффекта от выделенных средств пока не чувствуется. Несмотря на то, что банковский сектор получил 3,6 трлн. руб., остатки средств кредитных организаций в ЦБ практически не выросли. Кредитование реального сектора не восстановилось, а небольшие учреждения, не вписывающиеся в систему гарантирования межбанковского кредитования Банка России, вынуждены «откатывать» старшим собратьям до десятой части от суммы межбанка.

Второй план, в отличие от первого, ориентирован не столько на финансовый, сколько на реальный сектор экономики. На этот раз исполнительная власть учла ошибки предыдущей антикризисной кампании и не стала анонсировать масштабы финансовых вливаний. К тому же, что очень важно, часть утвержденных мер предполагает институциональные изменения, подразумевающие совершенствование правил экономической деятельности.

Положительное воздействие на экономику, безусловно, окажут меры поддержки внутреннего спроса – приоритетность закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам, увеличение субсидирования российских организаций–экспортеров промышленной продукции, изменения в таможенной политике, направленные на защиту внутреннего рынка. Выбор нуждающихся в помощи сфер экономики во многом также выглядит оправданным: сельское хозяйство, машиностроение, транспорт, малый бизнес, жилищная ипотека давно ждали от государства выполнения обещаний.

Реализация 55 мероприятий второго плана потребует подготовки и принятия 28 федеральных законов, 22 постановлений и распоряжений правительства, а также 17 ведомственных нормативных актов. Все это предстоит сделать либо до конца этого года, либо в первые месяцы следующего. При этом основная нагрузка ложится на Минэкономразвития, которому вместе с другими структурами исполнительной власти, госкорпорациями и Банком России предстоит разработать и согласовать 51 документ. В среднем по одному за рабочий день. Зная уровень мобильности российской бюрократии, план с этой точки зрения уже на старте можно признать трудновыполнимым.

Однако проблема не только в сроках. Одна только реализация предложения о совершенствовании регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций требует изменений сразу в нескольких федеральных законах. Есть немалые сомнения в продуманности и таких правительственных мер, как, например, расширение инвестирования пенсионных накоплений «молчунов», допуск профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования Банка России, поддержка инвестиционных программ естественных монополий и госкорпораций.

В мероприятиях же социальной поддержки сквозит ощущение бюджетной бездонности. Намерение увеличить размер максимальной величины пособия по безработице неизбежно столкнется с необходимостью новых долгосрочных трат. Если сбудется прогноз МВФ, по которому рост ВВП России в этом году составит 6,8%, а в 2009-м – 3,5%, то в следующем году безработица может возрасти на 6,6 процентных пункта, или на 5 млн. человек. Учитывая размеры выплат, величину прожиточного минимума трудоспособного населения, а также то, что средний срок поиска работы сегодня равен шести месяцам, увеличение максимального пособия по безработице хотя бы до уровня прожиточного минимума только в будущем году потребует не менее 37,5 млрд. руб.

Есть в плане и откровенные нестыковки. Как можно расшифровать, например, «приобретение в 2008–2009 годах готового жилья эконом-класса, в том числе с высокой степенью строительной готовности»? И что значит увеличить программу «финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в части предоставления займов до 1 млн. руб., реализуемой через Внешэкономбанк»? ВЭБ ведь, как известно, банк не розничный, и в работе с мелкими заемщиками прежде замечен не был.

Наконец, тревожно, что очередное перераспределение бюджетных средств может произвести эффект дырявого ведра: кризис еще не закончится, а резервы уже будут потрачены. Возможно, вскоре правительству придется разрабатывать третий антикризисный план, содержащий меры по улучшению предпринимательского климата, борьбу с инфляцией, ужесточение ответственности за коррупционные и экономические преступления. Он-то, вероятно, и окажется наиболее действенным.

Автор – доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Института национальной стратегии

"