Posted 9 ноября 2008,, 21:00
Published 9 ноября 2008,, 21:00
Modified 8 марта, 07:54
Updated 8 марта, 07:54
Повышение пошлин, по замыслу чиновников, коснется всех транспортных средств. Для легковушек возрастом от года до пяти лет ставка вырастет с 25 до 30%. Для машин, чей срок эксплуатации превышает пять лет, предлагается распространить действие так называемых запретительных пошлин, которые сейчас применяются только к авто старше семи лет. Их таможенная ставка определяется в абсолютном выражении и зависит от объема двигателя: чем он больше, тем больше нужно платить. Если в данный момент пошлина на 6–7-летнюю легковушку составляет от 0,85 до 2,25 евро за 1 куб. см, то по новой задумке она должна будет вырасти до 2,5–5,7 евро. Новая ставка на грузовые автомобили будет составлять от 2 до 4,4 евро, на автобусы – 3 евро за 1 куб. см. Единственные, кто выигрывает при новом раскладе, это автобусы моложе пяти лет и седельные тягачи с экологическим классом не ниже Евро-4. Их можно будет ввозить беспошлинно.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что предлагаемые изменения нарушают принципы антимонопольной политики и наносят существенный удар по потребительскому рынку. «Выгоду получают отечественный производитель
и иностранные компании, производящие машины на нашей территории, но это несправедливо по отношению к отечественному потребителю, – заявил «НИ» эксперт. – Все это приведет к росту цен на автомобили, в то время как в нынешних непростых условиях надо, напротив, думать об их снижении».
По словам г-на Похмелкина, наиболее сильный удар повышение пошлин нанесет по тем областям РФ, где цена на подержанные автомобили существенно ниже, чем на новые. «Больше всего пострадают регионы Дальнего Востока, причем не только автолюбители. В некоторых из этих регионов до трети доходов бюджета поступает от отчислений, связанных с ввозом подержанных иномарок», – отмечает специалист.
Предлагая повысить ввозные пошлины на иностранные автомобили, правительственная комиссия тем самым, очевидно, старается поддержать отечественный автопром. В высших эшелонах власти уже давно раздаются призывы довести долю автомобилей, сделанных в России, до 80% рынка внутренних продаж. Однако добиться этого будет крайне непросто, и выйти на такие цифры удастся явно не сразу. Наши автомобилестроители, в том числе и работающие по промсборке, пока отстают от зарубежных компаний и по темпам роста, и по объемам продаж. По данным международной консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers, в прошлом году отечественных машин на российском рынке было продано 765 тыс. штук, в то время как ввезенных из-за рубежа – 1,5 млн., из них 1 млн. 205 тыс. новых и 380 тыс. подержанных. Что же до собственно промсборки, которая, как ожидается, должна насытить рынок, то объемы ее продаж в прошлом году составили 440 тыс. авто, что примерно сопоставимо с импортом подержанных машин.
Отметим, что на прошлой неделе, еще до того, как рекомендация комиссии была опубликована, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правительство будет поднимать ввозные пошлины на модели, которые уже собираются у нас в России. «Мы будем поднимать пошлину для аналогичных автомобилей, но произведенных за рубежом, – сказал он. – Мы считаем, что те инвесторы, которые закупили оборудование, построили заводы и выпускают автомобили в настоящий момент в РФ, должны быть уверены, что их продукция будет приобретаться».
В этом, похоже, действительно был смысл. Однако в итоге повышением пошлин решено обложить не отдельные модели, а всех подряд. «Это и ожидалось, – отметил «НИ» Виктор Похмелкин. – Такое решение явно продиктовано интересами отечественного автопрома, но я убежден, что эта мера ему не поможет». По мнению эксперта, удорожание подержанных иномарок не заставит наших автолюбителей пересесть на российские машины. «Люди привыкли к качеству иностранных автомобилей, и вряд ли они от него откажутся. Скорее всего, просто упадет спрос на автомобили, а люди будут дольше копить уже не на подержанную, а сразу на новую иномарку».