Posted 9 ноября 2003,, 21:00

Published 9 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

ВТО нам только снится

ВТО нам только снится

9 ноября 2003, 21:00
России и Европейскому союзу (ЕС) не удалось урегулировать свои разногласия во время римского саммита. Лидеры европейских государств по-прежнему требуют от нашей страны уравнять цены на энергоносители и «расчленить» «Газпром». Со своей стороны российские власти утверждают, что подобные действия могут не только обескрови

В конце прошлой недели завершился российско-европейский саммит. Он принес совсем не те результаты, которых ждали от него в Москве и Брюсселе. Россия надеялась, что в обмен на гарантированные поставки своих энергоносителей в Европу она получит «скидки» при присоединении к Всемирной торговой организации: например, ЕС перестанет настаивать на непременной реформе «Газпрома» и выравнивании внутренних и внешних цен на энергоносители. Европейские лидеры, напротив, были уверены в том, что их жесткая позиция по ценам на газ принесет свои плоды: Россия перестанет упрямиться и пойдет на уступки. Хотя бы потому, что сейчас ей, как никогда раньше, необходима поддержка со стороны европейских лидеров: ведь в конечном счете тем придется у себя дома уговаривать инвесторов не сбегать из России из-за «посадки» Михаила Ходорковского и затянувшегося скандала вокруг крупнейшей российской нефтяной компании.

Действительность оказалась печальной: выяснилось, что ни одна из сторон на серьезные уступки идти не готова. Открыто этот факт никто не признал, так как это значило бы расписаться в окончательном срыве диалога между Россией и ЕС. Политикам ничего не оставалось, как изобразить «хорошую мину при плохой игре»: заверить общественность в том, что «процессы идут», Европа и Россия успешно находят общий язык по многим вопросам. Например, по проблеме создания глобального общеевропейского экономического пространства, которое в далеком будущем будет представлять собой открытый и интегрированный рынок между Россией и ЕС. По словам председателя Еврокомиссии Романо Проди, именно такие совместные проекты способствуют вступлению России в ВТО.

После таких заявлений российским чиновникам не оставалось ничего другого, как «разделить» оптимизм своих коллег из Еврокомиссии. «Россия и ЕС могут согласовать условия присоединения нашей страны к ВТО уже в марте 2004 года», – сообщил после завершения саммита глава российской делегации на переговорах по присоединению РФ к ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков. Правда, замминистра тут же оговорился, что его уверенность основывается на совместном заявлении, в котором обе стороны сочли возможным и желательным завершение переговоров о присоединении России к ВТО до конца 2004 года. Что же касается переговоров об условиях вступления, то они, по словам Медведкова, проходили весьма трудно.

Впрочем, на небольшие уступки Россия и ЕС все же согласились. Владимир Путин, наотрез отказавшийся делить «Газпром», не стал возражать против перехода на евро в расчетах за энергоносители. Лидеры ЕС весьма заинтересованы в этом: по их словам, если бы нефтяные и газовые контракты номинировались в евро, позиции европейской валюты заметно окрепли бы на мировых финансовых рынках. Российский президент дал понять, что «нам все равно», но подчеркнул, что эту проблему европейцам придется решать без участия России. «Мы ничего не имеем против вашего предложения, но нефтепродукты продаются на международной бирже, а там расчеты проходят в долларах. Если наши европейские коллеги смогут выстроить такую ситуацию, то мы готовы к расчетам в евро», – подчеркнул он. Тем более что именно страны ЕС являются на сегодняшний день главными покупателями российского газа и нефти.

Со своей стороны европейцы обещали «подумать» над тем, стоит ли требовать от России незамедлительного выравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители. Их явно озадачило заявление Владимира Путина о том, что у нашей страны могут возникнуть серьезные проблемы в случае, если внутренние цены будут «взвинчены» до внешних или, напротив, внешние цены будут «опущены» до уровня внутренних. В первом случае российские потребители просто перестанут платить за поставки газа, а во втором может разориться главный «кормилец» национального бюджета – газовый монополист «Газпром». «Кто же тогда будет выплачивать долги?», – спросил Путин у своих коллег, очевидно, имея в виду долг России Парижскому клубу кредиторов, которому наша страна задолжала почти 50 млрд. долларов. И долги перед коммерческими кредиторами, среди которых – крупнейшие европейские банки.

Вполне возможно, что именно эта «скрытая угроза» отказаться от обслуживания долгов заставила европейских лидеров задуматься. В конце концов всегда лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе: Россия, устанавливающая высокие цены на энергоносители, исправно платит по долгам, да и с поставками газа и нефти у нее перебоев не бывает. Готова ли Европа пожертвовать всем этим ради принципов свободной торговли и единых для всех правил вступления в ВТО, пока неясно. Ответ на этот вопрос, по-видимому, даст торговый комиссар ЕС Паскаль Лами, который прибудет в Москву в начале декабря для продолжения переговоров по условиям присоединения нашей страны к ВТО.

"