Posted 9 октября 2013,, 20:00

Published 9 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:54

Updated 8 марта, 04:54

Бюджетная рулетка

9 октября 2013, 20:00
Прогнозируемые в бюджете-2014 объемы роста ВВП, а также доходов федерального бюджета могут быть не выполнены, зато будут стремительно нарастать долги регионов и внешняя задолженность госкорпораций в связи с объявленной властями заморозкой тарифов. Такие выводы содержатся в рекомендациях, принятых по итогам прошедших в
Сюжет
Бюджет

Основная причина этих рисков, по мнению сенаторов, связана с неопределенностью развития мировой экономики на фоне сохранения высокой зависимости российской экономики от внешней конъюнктуры, прежде всего сырьевой. Но не только. Отмечаются низкий уровень инвестиций, недостаточная конкурентоспособность российской продукции, в том числе из-за низкой производительности труда, особенно болезненно проявившиеся после вступления страны в ВТО. Среди других факторов называется «высокая нагрузка со стороны пенсионной системы на федеральный бюджет». В следующем году власти, впрочем, намерены осуществить «пенсионный маневр», заморозив накопительную часть пенсий, что даст казне дополнительно более 200 млрд. рублей. Однако по этим долгам придется расплачиваться уже в 2015 году, что ляжет дополнительной нагрузкой на федеральную казну.

В рекомендациях Совфеда отмечается, что риски невыполнения прогнозных показателей доходов федерального бюджета могут возникнуть «в связи со снижением экономической активности компаний и предприятий». Регионы уже вынуждены были сократить инвестиционные программы в связи с необходимостью выполнять майские указы президента, растет налоговая нагрузка на бизнес.

Как признают сенаторы, сохраняется высокая зависимость уровня сбалансированности региональных бюджетов от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. «Это повышает их неустойчивость к выполнению ими возложенных на них расходных обязательств, в первую очередь социальных», – отмечается в документе. Приводятся данные, свидетельствующие о существенном росте долга субъектов Федерации за последние три года с 889,6 млрд. рублей на начало 2010 года до 1 трлн. 372 млрд. рублей на 1октября текущего года.

«В целом выводы Совета Федерации справедливы. В проекте бюджета явно завышен макроэкономический прогноз. Непонятно, почему экономика должна неожиданно ускориться в будущем году до 3%, если сейчас пока идет только замедление роста, – сказал «НИ» замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров. – На фоне высоких социальных обязательств, взятых властями, существует большой риск разбалансировки региональных финансов. Даже в 2009 году дефицит бюджетов субъектов страны был меньшим, чем сейчас. И в дальнейшем ситуация будет только усугубляться, учитывая, что согласно указам президента необходимо повышать зарплату бюджетникам». Вместе с тем, по оценке эксперта, бюджетные показатели в 2014 году удастся выполнить благодаря накопленным ресурсам, в частности в Фонде национального благосостояния. Однако уже в 2015-м бюджетные проблемы могут резко обостриться. «Если власти будут продолжать требовать от регионов увеличения зарплат бюджетникам, то потребуются немалые дотации из федерального бюджета, в размере не менее двух с половиной процентов ВВП. А темпы роста ВВП тем временем продолжают замедляться», – отметил эксперт.

С оценкой членов верхней палаты парламента, свидетельствующей об обострении финансовых проблем регионов, согласен и ведущий научный сотрудник Центра развития Андрей Чернявский. «Дефицит растет из-за того, что регионы вынуждены выполнять президентские указы в связи с обещанным ростом зарплат, – подчеркнул в беседе с «НИ» эксперт. – Происходит это на фоне замедления экономики, которая скатывается в рецессию, в результате чего доходы субъектов РФ падают, в частности по налогу на прибыль. Как следствие регионы для выполнения предвыборных обещаний президента вынуждены урезать прочие статьи расходов, прежде всего инвестиционные».

«Пока в стране есть что наращивать (в плане отчислений в бюджет) и где сокращать (в вопросе финансирований), секвестра не будет. И в этом свете 2014 год может оказаться довольно спокойным. Однако легким в исполнении этот бюджет не будет, особенно для регионов. Жизнь на периферии очевидно станет сложнее и дороже», – сказала «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.

"