Posted 9 сентября 2003,, 20:00

Published 9 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Золотые трубы

Золотые трубы

9 сентября 2003, 20:00
Ежегодно из самарских трубопроводов воровали более миллиона тонн нефтепродуктов

Вчера стали известны подробности разгрома крупной межрегиональной преступной группировки, члены которой ежегодно похищали из трубопроводов в Самарской области более 1 млн. тонн нефтепродуктов. Украденную нефть переливали в железнодорожные цистерны и развозили по всей стране для реализации. Эксперты говорят, что в Самаре кража нефтепродуктов стала вторым по прибыльности видом криминального бизнеса после торговли оружием.

Операция правоохранительных органов началась рано утром в минувшую пятницу. Оперативникам было известно, что воры оборудовали на территории одного из городских предприятий подпольную базу, поэтому основные силы сосредоточили неподалеку.

Как только в ворота въехал грузовой автомобиль и из него начали переливать нефть в железнодорожную цистерну, сотрудники областного управления ФСБ ворвались на территорию базы. Им удалось задержать семь человек. В этот момент на базе находилось 16 железнодорожных цистерн, две из которых были уже заполнены нефтью. В эти же минуты у себя дома был арестован лидер группировки. Группе спецназовцев пришлось штурмовать его квартиру через окна. При обыске у главаря обнаружили два пистолета и боеприпасы. Поиск остальных участников группировки продолжается.

Как выяснилось, шайка действовала не менее полутора лет и использовала ставшую уже классической схему. Большая часть всех имеющихся в Самарской области трубопроводов, по которым транспортируются нефть и нефтепродукты, расположены под землей. Следить за их сохранностью очень сложно, поэтому ворам не составило особого труда сделать в этих трубопроводах около десятка врезок. На каждую из них установили хомут с приваренной задвижкой, способной выдержать давление в трубе при перекачке нефти. Эта работа требует высокой квалификации и специального оборудования, и, по некоторым данным, изготовление одной такой врезки обходилось в 2 тыс. долларов.

Затем от каждой «точки» глубоко в лес отводили длинные шланги, а место врезок тщательно маскировали. Ночью воры подгоняли закрытый фургон со спрятанной в кузове цистерной, заполняли ее нефтью и отгоняли бензовозы «отстаиваться». На рассвете ворованное топливо свозили на «базу». Группировка арендовала у одного из городских промышленных предприятий огромную территорию с железнодорожными путями.

О масштабах деятельности бандитов говорит тот факт, что одновременно они могли принять и наполнить ворованным топливом 20 железнодорожных цистерн. Из них формировался состав, и топливо по поддельным документам через фиктивные фирмы уходило в различные регионы России и за границу. По расчетам оперативников, ежедневно группировка похищала нефтепродуктов на сумму не менее чем 40 тыс. долларов. Объемы похищенного доходили до 1 млн. тонн в год.

Воровство нефти и нефтепродуктов из трубопроводов давно уже приняло в России масштабы национального бедствия. В первую очередь это касается регионов, через которые проложены нефтепроводы. Крупные трубопроводные компании, например «Транснефтепродукт», а также владельцы более мелких трубопроводов, НТП «ЮКОС» и «Транснефть», несмотря на регулярные совместные рейды с правоохранительными органами, несут от деятельности воров многомиллионные убытки. Обычно на нефтепроводах через каждые 20 километров стоят датчики давления, по показаниям которых и отслеживается возможное место врезки. Но, как показывает практика, эти меры не могут остановить воровства.

При давлении в несколько десятков атмосфер 35-тонный бензовоз можно наполнить всего за 10–20 минут. За столь короткое время службы безопасности просто не успевают «вычислить» место хищения. Устранение каждой врезки обходится трубопроводным компаниям в несколько тысяч долларов. По данным правоохранительных органов, только на территории Самарской области незаконно эксплуатируются порядка 450 врезок в нефтепроводы.

«В Самарской области хищение нефтепродуктов по прибыльности заняло второе место после торговли оружием, – заявил корреспонденту «Новых Известий» представитель областного УФСБ. – Даже торговля наркотиками не идет ни в какое сравнение с этим преступным бизнесом».

"